Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»
«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического». Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды.
Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького — сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане. Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения.
Ведь это одни
Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».
Еще одна особенность
С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького. Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе.
Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком — автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.
Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь — просто слушатель: «Так ты ходишь?
Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся — лег и умирай — вот и все!» Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой.
Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир.
Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго — поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми».
И Радда кошель с деньгами бросает в грязь. В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю».
И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня».
Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход — смерть одного или двух героев. Так и происходит — Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца.
Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай — вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…» Макар Чудра много прожил, много всего видел.
Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни. Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах.
Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.