Сценарий «Особые свойства серной кислоты» 9 Класс

Андреева Любовь Сергеевна, учитель химии

Урок «Особые свойства серной кислоты»

Форма урока : Ролевая игра. Независимое расследование.

Тип урока : Изучение нового материала.

Цели урока:

Конкретизировать общие знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.

Исследовательским способом доказать особые свойства серной кислоты

Вспомнить качественную реакцию на сульфат-ион.

Показать хозяйственное значение серной кислоты.

Развивать познавательную активность, умение наблюдать и рассуждать, делать

выводы.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Слайд №1

Учитель: Тема урока «Особые свойства серной кислоты». Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке?

Девиз урока : «О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно производит»

Учитель: Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Что хотел сказать этими словами Менделеев? Наверное, хотел подчеркнуть значение серной кислоты, ведь недаром ее называют хлебом химической промышленности.

Видеофрагмент

II. Поисково-исследовательский этап.

Учитель: Сегодня мы проведем независимое расследование,

цель которого выяснить особые свойства концентрированной серной кислоты. Для получения достоверных и разнообразных сведений о свойствах H2SO4 создадим рабочие группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования.

Группы работают по инструкциям в течение 5 минут в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Это позволяет задать требуемый режим работы, регламентировать этапы изучения материала по времени, способствует усвоению нового материала.

Инструкция составления

Исторической справки.

Цель: Подготовить справку о строении молекулы H 2 SO 4 , ее физических свойствах, историческом названии кислоты.

Прочитайте текст .

Выпишите физические свойства концентрированной серной кислоты.

Какое правило нужно соблюдать при разбавлении серной кислоты водой?

В тексте учебника найдите структурную формулу серной кислоты, самостоятельно составьте электронную формулу.

Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«следственного эксперимента»

Цель: Выяснить отношение концентрированной H 2 SO 4 к органическим веществам.

Прочитайте текст .

На кусок фильтровальной бумаги нанесите несколько капель раствора серной кислоты и осторожно нагрейте бумагу, держа ее над пламенем спиртовки. Что происходит? Объясните наблюдения, зная, что при нагревании вода, содержавшаяся в растворе кислоты, испаряется, и концентрация кислоты возрастает.

В справочнике школьника найдите уравнение реакции, запишите его в тетрадь. Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«Химического анализа».

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии конц. серной кислоты с металлами различной активности.

Порядок действий:

1.Прочитайте текст .

2. Запишите уравнение реакции взаимодействия меди H2SO4 с помощью учебника. Составьте электронный баланс. Укажите окислитель, восстановитель.

3. Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«Дактилоскопического исследования».

Цель: Обнаружить серную кислоту.

Порядок действий:

1.Даны пробирки с растворами соляной, азотной и серной кислот. Опытным путем определите, в какой пробирке находится серная кислота.

2. Составьте уравнение качественной реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде.

Информация к размышлению…

Серная кислота — тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета. Смешивается с водой в любых отношениях. При растворении серной кислоты в воде выделяется настолько большое количество теплоты, что вода закипает.

Концентрированная серная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ. При попадании органических веществ в концентрированную серную кислоту происходит их обугливание.

Безводная серная кислота — сильнейший окислитель за счет серы . Она окисляет медь — металл, стоящий в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. Такие металлы, как Алюминий, железо, хром с концентрированной серной кислотой не взаимодействуют .

Концентрированная серная кислота окисляет и неметаллы.

Раствор серной кислоты обладает всеми характерными свойствами кислот.

На этапе обработки материала собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о свойствах серной кислоты концентрированной, принимают самостоятельные решения о ее важности и соответствии цели исследования, выполняют эксперимент, готовятся рассказать о результатах своего расследования.

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют карту расследования. По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. Учитель проверяет и высвечивает информацию на Экране компьютера.

В это время остальные учащиеся заполняют свои карты расследования новыми сведениями.

Демонстрация опыта : «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой», «обугливание лучинки».

Карта независимого расследования.

Результаты исследования

Уравнения реакций

«Историческая справка»

«Следственный эксперимент»

«Дактилоскопическое исследование»

«Химический анализ»

Учитель: Настало время провести химическую экспертизу предложенным материалам.

Выступление групп, учитель проверяет материалы через проектор.

III. Рефлексия.

Учитель: О каких свойствах серной кислоты пойдет речь в сказке?

Сказка «Приключения серной кислоты».

Обсуждение. Слайд «Применение серной кислоты».

Учитель: что нового вы узнали сегодня? .

Слова Менделеева!

Домашнее задание: Параграф 22, для желающих-составить памятку лаборанту при работе с серной кислотой.

Учитель: Наше независимое расследование по теме «Особые свойства серной кислоты» закончено.

Спасибо за работу!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сценарий «Особые свойства серной кислоты» 9 Класс