Круглый стол, который не нужен
В редакцию пришло приглашение. Серьезное. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы приглашал принять участие в заседании круглого стола «Современная литература и проблема формирования духовно-нравственного облика».
Мероприятие было намечено в рамках выставки «Православная Русь», проходившей в Манеже.
В самом приглашении было сказано:
«В центре внимания участников круглого стола — вопросы влияния современной литературы на формирование духовно-нравственного облика российского гражданина».
Были
«Роль церковной литературы и издательской деятельности в духовно-нравственном просвещении массового светского читателя в России;
Российская литература как инструмент выработки национальной идеи в многонациональной Российской Федерации — на основе принципов равенства, толерантности и соблюдения культурно-исторических традиций».
Назван круг приглашенных к выступлению: протоиерей Владимир Соловьев, руководитель Издательского совета РПЦ; писатель Сергей Есин; главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков; ответственный
Надо полагать, вышеназванные деятели нашего духовного обеспечения свое участие подтвердили, хотя, правда, С. Н. Есин в приглашении был назван «ректором Литературного института», при том, что уже несколько лет в этой должности работает Б. Н. Тарасов, известный исследователь русской и европейской философской мысли.
Так или иначе, на этот «круглый стол» ваш покорный слуга отправился с немалыми ожиданиями. Обладая определенным скепсисом по отношению не только к заявленным вопросам, но и к самим их формулировкам, надеялся все же, что живая дискуссия поможет и мне прояснить положение вещей, может быть, даже несколько укротить свой пессимизм.
Увы! Несмотря на некоторое запоздание с открытием мероприятия, ни один из вышеназванных выступающих не пришел. Что это?! Недоработка организаторов? Едва ли.
Технически все было в порядке, и даже микрофоны работали без свиста и перебоев.
Есть предположение. Одно дело — предаваться общим рассуждениям о духовности и нравственности, и совсем другое — высказать конкретные суждения о том, как все это формировать, воспитывать, укреплять и т. д. Наш великий русский язык словно сопротивляется рассуждениям на эти темы, не разрешает предаться суесловию. Вот и предполагаемые выступающие, по размышленьи зрелом, решили от суесловия воздержаться.
Чем же все завершилось? Тем, что я оказался одним из выступающих.
Впрочем, нет худа без добра. Изложил свои взгляды на духовно-нравственное просвещение. Рассказал о тех проблемах, которые есть в преподавании литературы, о неуклюжих попытках внедрить в школу административно задуманный и организованный курс «Основы православной культуры», в то время как восстановление литературы в ее правах даст возможность словеснику все необходимое для полноценного религиозного просвещения учеников, разумеется, в рамках светской культуры .
Также на этой импровизации под видом круглого стола я узнал, что модное ныне словцо толерантность давным-давно используется биологами и экологами. Для них толерантность — это «способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных для них». По-моему, очень красноречиво!