Бунтующее сердце
Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишенном всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: «…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…». Я с ним не согласен; на мой взгляд, у него просто очень сильный характер, он честный и правдивый, законченный демократ; однажды заложенное в его мораль Богом
Начинает он при этом с нуля и не пользуясь кусочками других лестниц : автор дает читателю четкое представление о простоте натуры и происхождения героя: «Мой дед землю пахал», — с гордостью говорит Базаров; когда он знакомится с Николаем Петровичем, он не сразу подает ему свою «обнаженную красную руку», лицо его «выражает самоуверенность и ум».
Отчасти он в своих суждениях прав, но только отчасти, только на половину, потому что существует и вторая половина: любовь не только пустое влечение, но и высокое чувство, природа не только мастерская, но и храм — слишком уж он резок и категоричен в своих суждениях и не обдумывает их до конца. Но, как я уже говорил, герой не человек-робот, а живой, наделенный универсальным интеллектом, как и все люди, и поэтому имеет право на ошибки. Понять свои ошибки ему впервые помогает Одинцова — единственный человек, которого он уважает, — а сделать новые — Павел Петрович, но, слава Богу, со временем он начинает меньше с ним общаться.
Одинцова вообще переворачивает жизнь Базарова: он становится менее отъявленным эгоистом, начинает лучше понимать свои ошибки, понимает кто такой человек, и то, что он и есть тот самый человек. Под конец романа он совсем отходит от нигилизма, в нем просыпается любовь, романтизм, он начинает задаваться такими вопросами, которыми раньше ни за что бы не задался: «Нужен ли я России?», что радует читателя тем, что он пришел в норму, прозрел и умирает с чистой душой.