Урок для 9 класса на тему «Построение диаграмм и графиков в Microsoft Excel»
Урок для
9 класса
На тему «Построение диаграмм и графиков в Microsoft Excel»
Автор:
Германова Светлана Борисовна
Учитель информатики и ИКТ
МОУ СОШ №37 г. Твери
Цель урока:
Изучение графических возможностей программы MS Excel. Приобретение навыков построения диаграмм и графиков.
Задачи:
Повторить пройденный материал по теме: «Электронные таблицы «;
Познакомить учащихся с алгоритмом построения диаграмм и графиков;
Научить строить графики и диаграммы в табличном процессоре MS Excel;
Закрепить знания
Тип урока : урок формирования новых знаний, навыков и умений.
Оборудование:
Дидактический материал:
Кроссворд по теме «Построение диаграмм и графиков в MS Excel».
Презентация «Построение диаграмм и графиков в MS Excel».
Карточки-задания на заполнение таблиц и построение диаграмм в MS Excel.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний .
Прежде чем приступить к объяснению новой темы вспомним, что проходили на прошлых уроках, а сделаем это при помощи кроссворда.
Объяснение нового материала .
Диаграмма — это графическое
Алгоритм построения диаграмм :
Диаграммы создаются на основе заполненных таблиц. MS Excel позволяет строить разные типы диаграмм и графиков.
Для этого необходимо:
1. Ввести данные таблицы;
2. Выделить данные, на основе которых будет строиться диаграмма.
3. Нажать кнопку Мастер диаграмм или выбрать команду в меню Вставка→ Диаграмма.
4. Построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм.
Мастер диаграмм — это диалоговое окно, позволяющее создать новую диаграмму за несколько шагов или отредактировать уже существующую.
Первый шаг . Выбрать тип диаграммы. Типы диаграмм расположены на двух закладках — СТАНДАРТНЫЕ и НЕСТАНДАРТНЫЕ. После выбора типа можно определить подтип диаграммы.
Кнопка Просмотр результата позволяет предварительно оценить внешний вид будущей диаграммы. Нажать кнопку ДАЛЕЕ.
Второй шаг . Уточнить диапазон данных, по которому строиться диаграмма. Переключатели Ряды в строках или столбцах позволяют выбрать направление данных для построения диаграммы в том случае, если выбранный диапазон представляет собой прямоугольную область.
Ряды данных — наборы данных, представленные графически столбиками, секторами или линиями диаграммы. Нажать кнопку ДАЛЕЕ.
Третий шаг . Установить параметры диаграммы. Это окно может иметь различный вид, в зависимости от типа диаграммы.
Общие для всех типов элементы:
Заголовок — позволяет ввести заголовок диаграммы.
Легенда — область, в которой расшифровываются цвета и узоры, соответствующие определенным данным в диаграмме. Для того, чтобы в легенде были осмысленные обозначения, необходимо выделять числовые данные вместе с заголовками строк и столбцов в таблице.
Подписи данных — числовые, процентные или текстовые подписи возле каждого элемента диаграммы.
Таблица данных — под диаграммой помещается фрагмент исходной таблицы с данными для диаграммы.
После установки параметров диаграммы, нажимаем кнопку ДАЛЕЕ.
Четвертый шаг . Определить положение диаграммы — на отдельном листе или на имеющемся.
Форматирование диаграммы :
Диаграмма — сложный объект, состоит из множества элементов: название диаграммы, область построения, оси координат, ряды данных, легенда, область диаграммы. Каждый элемент можно изменить в любой момент времени и оформить по своему вкусу. Для изменений любых параметров необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по форматируемому элементу, в контекстном меню вызвать диалоговое окно и установить необходимые параметры.
Работа на компьютерах .
Каждый ученик получает карточку с заданием на заполнение таблицы и построение диаграммы.
Итоги урока.
Вы познакомились с порядком создания диаграмм и графиков и способами их форматирования и редактирования.
Продолжите предложения:
Диаграммы используются для…
Для того чтобы построить диаграмму или график, нужно…
Команда меню и панель инструментов ДИАГРАММА появляется на экране, если…
Для изменения цвета области диаграммы нужно…
Для добавления данных в диаграмму нужно…
Чтобы изменить вид готовой диаграммы нужно…
Домашнее задание. Выучить конспект.
Перечень учебно-методических средств обучения
Семакин И. Г., Залогова Л. А. и др. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера,. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Дополнительно:
Семакин И. Г., Вараскин Г. С. Структурированный конспект базового курса. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
Семакин И. Г. Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Набор ЦОР к учебникам «Информатика — базовый курс» Семакина И., Залоговой Л., РусаковаС.,8, 9 классы