Апокалипсис революции
Урок-семинар
Революция — судорога, простор всем дурным и зверским инстинктам.
Всякая революция — кровавый бассейн, в котором отмывают аморальные деяния.
Ход урока
Урок строится как Отчет о работе в группах .
Слово учителя. «С Россией произошла страшная катастрофа…» — так писал Н. Бердяев о революции в работе «Духи русской революции», считая, что ее жестокий характер определяется «старыми национальными болезнями и грехами»
Кто слаб, в работе грозной гибни! В прах, в кровь топи любовь свою!
Нет
Стань, как гранит, влей пламя в вены, Вдвинь сталь пружин, как сердце, в грудь!
Глаголы повелительного наклонения звучат как набатный колокол, зовущий «Русь к топору» ; сочетание Гранита, пламени И стали создает образ фантастического Человека-монстра, трансформера ; метафора «сталь пружин» означает отсутствие крови и живого, горячего сердца: человек будущего рождается уже сегодня. Иными словами, стань бесчувственной машиной, Манкуртом, готовым убить даже собственную
Исследователи творчества Брюсова считают, что поэт призывает к «умерщвлению чувств» еще и потому, что в это страшное время Чувствительный, гуманный человек Не выживет.
Строг выбор: Строй, рази — иль Падай! Нам нужен Воин, кормчий, страж!
Не должно быть «жажды нег» , потому что «Кто дремлет, медлит, тот — Не наш «!
Выбор действительно антитетичен: или созидание , или смерть, гибель прогнившему миру . Библейское «Кто не со Мной, тот против Меня» интерпретировано до ужасающей жестокости.
Другие же Профессии «в годину смуты и разврата» не нужны, только Убивай, веди, сторожи! Забыты Божьи заповеди, узаконен массовый разбой… Истинны слова Н. М. Карамзина: «Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция — отверстый гроб для «добродетели и самого злодейства»». Значит, не будет ни победителей, ни побежденных, и все «во имя борьбы» .
Стихотворение «Третья осень» написано в октябре 1920 года. «Знаменательная, величественная, светозарная» революция свершилась три осени назад, а в стране до сих пор властвуют голод, горе, нужда, до неузнаваемости изменившие Россию.
В городах, бесфонарных, беззаборных, Где пляшет Нужда в домах, Покрутись в безлюдии черном, Когда-то шумном, в огнях…
Исчез шумный, оживленный мир города, став «черным безлюдием», где «пляшет Нужда » . А что же не видно радости в стране, охваченной «музыкой революции» ?
…люди Гурьбой Ругаются, корчатся, стонут, Дрожа на мешках с крупой…
Градация второй строки иллюстрирует апогей человеческого, вселенского горя.
О Гражданской войне в стихотворении сказано резко, с ненавистью: у Брюсова она жестока и бессмысленна.
А там, на погнутых фронтах, Куда толпы пришли на убой…
Строки стихотворения показывают внутреннее несогласие поэта с революцией: она развязала войну, оголив голод, нужду, стерла человеческую личность ; революция, наконец, опасна и несвоевременна.
Торопя над встревоженным миром Золотую зарю времен.
«Парки в Москве». Парки — это три богини мщения, одна из которых, по преданию, перерезает ножницами нить человеческой жизни. У Брюсова парки появились в Москве «в день крестильный в Октябре» , день революционного переворота, день, когда Россия меняла царя и Бога на новую, большевистскую, веру.
И, когда в Москве Трагические Залпы Радовали слух, Были Жутки в ней — Классические Силуэты трех старух.
«Классические» — это не красота и гармония, это отвратительные старухи с ножницами в «дряхлых, скорченных руках». Антитеза показывает противоестественность революции, узаконившей ненависть, злобу и кровожадное желание истреблять себе подобных. Старухи «режут» , пробираясь к нити жизни Всего народа, одевшись
То народными пирожницами, То крестьянками в лаптях…
Интересно, что парки не принадлежат ни к купцам, ни к дворянам, ни к духовенству — они «пирожницы» и «крестьянки» , Простой народ, тот самый народ, который «резал» всех остальных в эти октябрьские дни: насилие и смерть исходили от народа. Вот почему Н. М. Карамзин называет народ «острым железом, которым играть опасно».
Стихотворение «Мятеж» , посвященное французскому поэту и другу Эмилю Верхарну, написано в 1920-м, через три года после революции. В нем Брюсов дает оценку голоду, разрухе, нищете и Гражданской войне.
В одежде красной и черной Исполин, От земли к облакам Восстающий упорно, Властелин…
По Брюсову, революции присущи только Красный и Черный цвета. Революция, великая в своих масштабах, Исполин и Властелин, встающий упорно до облаков, желает быть новым богом. Будущее неизвестно и опасно, так как революция — Мятеж, разрушающий вековую историю и приносящий радость «рева толпы» , находящейся в «кровавом тумане» .
Разрушаются культура, традиции, нравственные ценности.
Пусть Книги горят на кострах дымно-сизых, Пусть Древние мраморы в тогах и ризах Разбиты на части…
Но самое главное — гибнут люди «во имя Свободы» , а в это время:
Под победные крики — Вползает неслышно Грабеж, Бессмысленный и дикий, — Насилье, бесстыдство, ложь!
Брюсов понимает, что только разрушения недостаточно, надо Строить, но этого нет уже в течение Трех лет! Везде властвует безграничный мятеж, не могущий поднять «новой жизни свет» .
Над пожарищами, Над развалинами, Над Людьми опечаленными, Над Красотой, обрекаемой тлению, — В огне и дыму…
Поэта изначально революция вдохновляла и влекла за собой . Однако это разрушение с каждым годом становилось все настойчивее и беспощаднее, уничтожая целый мир некогда прекрасной, богатой и великой страны. Революционный Исполин уже не влечет, а пугает, и Брюсов перестает ему доверять.
Подводя итоги урока, можно поразмышлять над стихотворениями других поэтов «).
Домашнее задание. Эссе «Революция — это…».