Тема воспитания и становления личности в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд»

Роман Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» был опубликован в 1850 году. Это произведение Диккенса во многом автобиографическое: автор рассказывает от первого лица историю человека, ставшего писателем. Дэвид, как и сам Диккенс, выдержал изнурительную борьбу с тяжелыми жизненными обстоятельствами .

Дэвид Копперфилд рассказывает свою историю как бы с высоты счастливого финала, но к концу повествования вера в неизбежную победу справедливости постепенно сменяется спокойной усталостью: мир не переделаешь, можно переделать только самого себя.

«Дэвид Копперфилд» — Роман о том, как хорошему человеку удалось остаться хорошим человеком, хотя всю жизнь его сопровождали утраты, подлость, несправедливость, коварство.

Мальчик, растущий у милой и слабой матери и доброй, смешной няни Пегготи, впервые сталкивается со злом, когда мать снова выходит замуж. Жестокий, холодный Мэрдстон и его сухая, злобная сестра сразу возненавидели ребенка, а бедная кроткая мать не умела его защитить. Когда отчим решил выпороть мальчика, тот укусил его и оказался в школе Сэлем-Хаус, где царствовал мистер Крикл. Дэвида унижали и всячески издевались над ним. Он пробыл там недолго,

связь с двумя однокашниками сохранилась у Копперфилда надолго.

Один из них — неловкий, но добродушный и порядочный Трэдлс впоследствии безропотно взвалил на свои плечи заботы о многочисленном семействе жены. Второй — блестящий красавец Стирфорт, которому добровольно подчинялись соученики и перед которым заискивал директор школы из-за его богатства. Неглупый и одаренный, став взрослым, он со спокойной жестокостью соблазнил и бросил дочь рыбака Эмли и разбил сердце собственной матери.

Дэвид искренне привязан к обоим, но уже в детстве делает выбор: его путь ближе к пути Трэдлса.

Жизненные испытания продолжаются. Умирает мать мальчика, а отчим не желает платить за его учебу и отправляет Дэвида на склад. Десятилетний ребенок страдает от тяжелой работы, от тоски и больше всего — от понимания, что у него отнята возможность получить образование. И он убегает к внешне суровой, но доброй и справедливой бабушке Тротвуд, которая отдает его в другую школу — доктора Стронга, а потом помогает стать юристом.

На его пути встречаются славные и добрые люди — семейство няни Пегготи, мистер Уикфилд и его дочь Агнес, веселый и жизнелюбивый мистер Микобер. Но им противостоят злобный проныра Урия Хип, увидевший в Дэвиде своего антипода и возненавидевший его, Мэрд-стоны и многие другие. Несмотря на все трудности, Дэвид сумел сохранить веру в добро, чистую душу ребенка.

Он никогда не забывал, что в самые тяжелые времена на помощь к нему спешили простые люди.

Копперфилд вспоминает о своей жизни и невольно оценивает многие события в ней по-другому, не так, как оценивал их маленький мальчик. Но сквозь повествование популярного писателя пробивается голос талантливого и наблюдательного ребенка, который смог так много понять и запомнить.

Диккенс показывает нам, как маленький мальчик учится отличать зло от добра, защищать добро, но при этом трезво оценивать свои силы и уметь видеть что-то хорошее и достойное сочувствия даже в отрицательных персонажах. А еще уметь смеяться над самим собой — без этого добро кажется слишком пресным, а зло — слишком страшным. Мягкий диккенсовский юмор спасает роман от излишней назидательности: мы не просто извлекаем жизненные уроки, а проживаем вместе с маленьким и большим Копперфилдом его сложную, веселую и печальную жизнь.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема воспитания и становления личности в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд»