Трагизм человеческог существования в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»
Основной особенностью творчества Гюстава Флобера является глубокий психоанализ героев, исследование их души, их чувств. Его герои живут в своем мире, но каждый их них наделен своими, противоречивыми чувствами. В каждом герое, в каждой душе, созданной им самим, Флобер отыскивал что-то тонко-неуловимое, неподвластное объяснению. Он наделял героев особой поэтичностью, но при этом никогда не отходил от суровой правды жизни.
Именно поэтому его героев можно встретить и сейчас, и даже найти их частичку в себе. Трагические противоречия, так часто
Выросшая в неестественной среде, изолированная от настоящей жизни, Эмма сама себя воспитала на романтических книгах, далеких от реальности. Жизнь
И вся ее дальнейшая жизнь сводилась к одному — дотянуться до внешней формы. Это, на мой взгляд, и есть трагизм существования госпожи Бовари. Всю дальнейшую жизнь Эмма ведет, словно повторяя жизнь своих книжных героинь — она ищет любви, оказывается обманутой и разочарованной в чувствах, не давших ей ту внешнюю роскошь, о которой она так мечтала, о которой она столько прочитала в книгах, словно переживая снова и снова. Заводит любовника, не видя разницы между понятием любить и иметь любовника.
И снова разочарование в любви, и теперь уже ее духовные искания сводятся к одному только поиску чувственных наслаждений. Дальше — полнейшее разочарование, шаг за шагом разбиваются мечты и иллюзии Эммы об идеальной жизни. Постоянная ложь себе и людям приводят героиню к нравственному падению: «Вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь. Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением». Но Флобер наделяет героиню и положительными качествами — она мечтает, у нее есть идеалы, к которым она стремится, она единственная из всех героев произведения не довольна и не может смириться с провинциальной жизнью, в которой ей просто тесно.
Но все ее идеалы изначально пошлы, ибо воспитана Эмма на извращенном понимании жизни, на противоестественных примерах. Непонимание этого — ее трагедия, но не ее вина. И эта трагедия не только ее, но трагедия всего общества, описанного Флобером — низкие, пошлые идеалы, стремление к внешнему благополучию, роскоши, постоянная ложь и незнание, нежелание взглянуть в глаза настоящей жизни.