Символика снов в романе Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание»

Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так как во сне человек становиться самим собой.

Вот почему из сна мы можем узнать о переживаниях героя, его воспоминаниях о прошлом, или о том, что может ждать героя в будущем. Одни из примеров вещих снов в литературе является сон Татьяны в романе «Евгений Онегин», из

которого мы узнаем финал романа. Всего в романе Родиону Раскольникову снится четыре сна. По сути, некоторые его сны это игра воображения — набор неясных образов, а другие очень яркие и четкие.

У Раскольникова в сознании стирается грань между поступками и действиями — наступает бред. Сны Раскольникова это его диалог с совестью. Я считаю, что первый и последний сон очень хорошо показывают внутреннее состояние главного героя до и после совершения убийства.

Первый сон — это отрывок из детства. Родиону всего семь лет. Он ходит с отцом в церковь два раза в год. Дорога проходит мимо кабака, олицетворяющего грязь,

пьянство и разврат. Проходя мимо кабака Раскольников увидел, как несколько пьяных мужиков бьют «старую клячу» . В итоге, лошадь убивают и все кроме Родиона и старичка, стоящего в толпе, не пытаются остановить пьяных мужиков.

В этом сне Раскольников видит несправедливость мира. Несправедливое насилие над животным укрепляет его убеждение в правильности его теории. Раскольников понимает, что мир жесток. Ставя непосильную задачу перед лошадью, ее убили за невыполнение приказа.

Как Миколка убивает свою лошадь , так и Раскольников убивает старуху безжалостно . Второй сон Раскольников видит после убийства старухи и ее сестры. Мне кажется, что это больше не сон, а игра воображения, хотя в ней тоже можно увидеть символику произведения. Главному герою снится, что Илья Петрович бьет хозяйку. . Для Раскольникова это шок. Он и подумать не мог, что люди могут быть такими жестокими . Наверно Раскольников подсознательно пытается оправдать свой поступок, думая, что не он один такой жестокий.

В третьем сне Раскольникова заманивают в квартиру старухи. Он находит ее, сидящей на стуле, и пытается убить заново, но она только «заливается смехом» в ответ на попытки убить ее . Получается нелепая ситуация: Раскольникова мучает совесть, а он снова пытается убить старуху, но у него ничего не получается. Потом появляются люди, которые начинают смеяться над Раскольниковым.

Фактически они смеются над теорией Раскольникова. Она потерпела крах. Все тайное когда-то становится явным, и поступок главного героя не исключение. Раскольников начинает осознавать, что убийство старухи и сестры не сделало его Наполеоном.

Четвертый сон снится Раскольникову в эпилоге романа. Он лежит в больнице. Идет Страстная неделя. Мне кажется, что этот сон показывает, что Раскольников понял провал своей теории.

Достоевский во сне изобразил мир, в котором каждый стал «Раскольниковым». Всех охватила уверенность в своей правоте — правильности своей теории . Наш мир стал жить по законам теории Раскольникова, все начали считать себя «Наполеонами» . Раскольников, видя все это, осознает провал своей теории. После этого сна, он начинает новую жизнь. Он беспокоился о Соне, которая лежала в больнице, стал замечать все то, что его окружало . Многие писатели использовали описания снов в качестве художественного приема. Достоевскому удалось очень тонко и точно описать внутреннее психологическое состояние героя с помощью его снов.

Первый сон был толчком Раскольникова от обдумывания теории к действию — убийству старухи. Второй сон является проявлением его совести, которая нашла оправдание поступку Раскольникова. А вот третий сон показывает Раскольникову, что его уже раскрыли . Четвертый сон это последний аргумент в «развенчивании» теории Раскольникова.

Автор блестяще использовал в романе художественный прием — сны.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Символика снов в романе Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание»