Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. Лермонтова
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы: какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества, каким должно быть отношение поэта к окружающему миру, в чем заключаются его заслуги перед обществом. Оба поэта убеждены в том, что необходимым условием творчества является свобода.
Пушкин говорит об этом в стихотворении «Поэту», Автор на себе испытал «суд глупца и смех толпы холодной»,
Лермонтов также считает, что труд поэта должен быть бескорыстным. Об этом он говорит в стихотворении «Поэт». Это произведение представляет собой развернутое сравнение истории кинжала и судьбы поэта. Кинжал был когда-то грозным оружием, но со временем он «свое утратил назначенье» и превратился в золотую игрушку. То, что случилось
Лермонтов обвиняет поэта в том, что он «на злато променял ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье». Автор считает, что истинному искусству чужды «блестки и обманы». Голос поэта должен звучать, «как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных». В последних строках образы поэзии и кинжала сливаются: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. Это стихотворение, как и многие произведения Лермонтова, полно гражданским пафосом. Автор утверждает, что поэт должен занимать активную гражданскую позицию. Слово поэта — грозное оружие, способное воспламенить «бойца для битвы»; оно необходимо толпе, «как фимиам в часы молитвы». Понятие гражданственности поэзии Лермонтов унаследовал от Пушкина, который первым провозгласил его в своих произведениях.
Сам Пушкин, как известно, принимал участие в движении декабристов. Об этом он рассказывает в стихотворении «Арион»: Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. Свою роль в движении декабристов поэт определяет следующими словами: «Пловцам я пел». Несмотря на то что восстание закончилось поражением декабристов, Пушкин остался верен их идеалам.
Об этом он открыто заявляет в последней строке стихотворения: Я гимны прежние пою… Мысль о том, что поэт должен активно относиться к окружающему его миру, воздействовать своим словом на людей, звучит также в стихотворении Пушкина «Пророк». Но для того чтобы поэт-пророк смог это сделать, он, по мнению автора, должен обладать определенными талантами. В упомянутом выше стихотворении Пушкин рассказывает о том, как во время духовного кризиса к нему явился шестикрылый серафим и наградил его удивительным зрением, чутким слухом.
В результате чудесных превращений вместо «грешного языка» поэт обрел «жало мудрыя змеи», вместо «трепетного сердца» — «угль, пылающий огнем». Все эти качества нужны не поэту-романтику, а поэту-реалисту, который отражает в своем творчестве проблемы окружающей его действительности, и для настоящего искусства недостаточно только пересказывать свои мысли и чувства. Необходимо, чтобы душу поэта наполняла «Божественная воля».
Только в этом случае поэт-пророк может приступить к осуществлению своей миссии — «глаголом» жечь «сердца людей». Лермонтов в одноименном стихотворении продолжает пушкинскую тему. Свое повествование он начинает с того момента, на котором остановился Пушкин: С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока Стараясь помочь людям, пророк стал проповедовать «любви и правды чистые ученья». Но его слова вызвали в людях лишь озлобление, и пророк был вынужден бежать в пустыню. В отличие от «Пророка» Пушкина, стихотворение Лермонтова отмечено трагическим пафосом.
Пророк Лермонтова — это не только Божественный избранник, но и нищий изгнанник. Лермонтов считал, что участь одинокого изгнанника неизбежна для истин ного поэта. Поэтому в стихотворении «Смерть Поэта» он говорит о трагической гибели Пушкина как о закономерном следствии его одиночества. Стихотворение полно противоречивых чувств. В нем и любовь Лермонтова, и его ненависть, и скорбь.
Автор мягко укоряет Пушкина за то, что «вступил он в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных страстей». И смело называет тех, кто виновен в смерти великого Поэта: …вы, надменные потомки… Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! И не только называет, но и гневно обвиняет: И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Написав это стихотворение, Лермонтов заявил о себе как о преемнике традиций пушкинской поэзии. В заключение отметим, что размышления Лермонтова и Пушкина о роли поэта и поэзии сыграли важную роль в формировании взглядов их последователей.