Тема любви в лирике Ф. Тютчева
План
1. Рок и любовь в творчестве Тютчева.
2. Любовь как философская категория.
3. Тютчев как последний поэт эпохи романтизма.
Федор Иванович Тютчев — русский поэт XIX века, современник Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Отличительной чертой его поэтического мировосприятия является философское осмысление тех художественных задач, которые ставил перед собой поэт. Его по праву считают тонким лириком, а его творческое наследие должно рассматриваться всегда в связи с его философским мировоззрением.
Тема любви в стихотворениях
Особое состояние вызывают в душе переживания встречи после долгой разлуки с женщиной, в которую был когда-то влюблен. Эта «душевная полнота» заставляет «жизнь заговорить вновь» .
В стихотворении «Предопределение» поэт определяет любовь, по преданию, как союз двух душ, которые обретают родство. Две души сочетаются, сливаются и должны познать настоящее счастье, но тут двоих влюбленных подстерегает беда. Тютчев считает, что сердца вступают в противостояние и поражают друг друга «роковыми страстями»:
И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!
Роковой перелом в истории любви наступает, конечно же, в момент расставания влюбленных. Причем, поэт часто предоставляет нам возможность задуматься о концовке страстного чувства:
В разлуке есть высокое значенье:Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец проснуться человек…
Философская миниатюра стала особой формой поэзии именно у Тютчева, до него четверостишия с их концентрацией смысла и экономной формой использовались для сочинения сатирических стихотворений — эпиграмм. Такое высокое, как у Тютчева, использование миниатюры, то есть философские сентенции, сделали творчество поэта уникальным в своем роде. Ведь именно Тютчев раскрыл поэтический потенциал четверостишия.
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней, Душою чистой иль греховнойТы вдруг почувствуешь живей, Что есть мир лучший, мир духовный.
Таким образом, любовь между мужчиной и женщиной поднимает влюбленных на новый уровень бытия, где внешние проявления уходят на задний план, а души влюбленных приоткрывают завесу духовного мира.
Образ духовного мира у Тютчева в целом перекликается именно со стихийными сущностями — духи, стихии огня, ветра, морская стихия. Любовь же Тютчев видит именно как стихию, управлять которой человек не в силах, он может быть лишь влекомый этой стихией. Такое влечение имеет две развязки: «рано ль, поздно ль пробужденье» или сердце «изноет наконец».
И все же влечение в направлении «роковых страстей» Тютчев находит неизбежным и естественным, как все в природе. Сравнивая любовь с весенним теплом, Тютчев дает уже положительную оценку этому чувству: «Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..» . Нежность чувства вызывает ассоциации с весной, молодостью, пробуждением животворных токов внутри растений и деревьев.
Так же и в человеке «закипает кровь».
Рассмотрим стихотворение «Последняя любовь», написанное Тютчевым в начале 50-х годов XIX века, то есть относящееся к третьему периоду творчества поэта. Ощущение трагичности бытия преследует поэта. В этом стихотворении лирический герой восклицает: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!» Герой просит вечерний день — образ последних лет жизни — помедлить и продлить очарование. Но небо охватывает тень . Блаженством и безнадежностью называет Тютчев последнюю в жизни любовь:
Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность…
Последний период творчества характеризуется потрясением основ Тютчевского мировосприятия, картина современного поэту мира стремительно меняется, романтическое направление в искусстве ослабевает. Фактически Федор Тютчев завершил период романтизма в русской литературе, достойно представив ее в сокровищнице мирового лирико-философского наследия.