РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 ВИДА По элективному курсу «Генетика человека» 11 класс
Краснодарский край
Муниципальное образование Тбилисский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
От 29 августа 2014 года протокол № 8
Председатель педсовета
_____________ Т. А. Ильченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 ВИДА
По Элективному курсу Генетика человека
Уровень образования Среднее общее образование , 11
Количество часов 34
Учитель Иванова Елена Егоровна
Программа разработана
Поурочные планы. 11 класс , автор: А. Ю. Гаврилова, Волгоград, изд. Учитель , 2004 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы элективного курса для 10-11 классов Н. Б. Меркуловой Генетика человека .
В школьном курсе общей биологии раздел Основы генетики является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися 11 класса была разработана программа
Курс основан на знаниях, полученных обучающимися при изучении биологии в основной и средней школе. Элективный курс состоит из 9 модулей, рассчитанных на 34 часа .
Введение данного курса соответствует задачам современного образования, предполагающим формирование таких качеств личности, как способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
Выбор содержания обусловлен тем, что проблемы, относящиеся к медицинской генетике, занимают в настоящее время доминирующее положение. Поэтому в данном курсе акцент делается на необходимости изучения и возможном предотвращении последствий генетических дефектов человека.
Цели:
Расширить знания обучающихся в области курса общей биологии и ее раздела Основы генетики , определить свои склонности и интересы к данной проблеме, а также повысить мотивацию к освоению данного раздела и его практическому применению.
Задачи:
Показать перспективы генетики человека в реализации потребностей человечества;
Раскрыть фундаментальные принципы, лежащие в основе генетики человека;
Сформировать знания о ведущих методах исследования в генетике;
Познакомить обучающихся с применением основных достижений генетики;
Развивать коммуникативную культуру обучающихся;
Развивать познавательные интересы обучающихся, творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ;
Научить использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
Воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к собственному здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.
Учитывая новизну изучаемых сведений для обучающихся, а также необходимость использования изучаемого теоретического материала в воспитательных и профориентационных целях, основными формами проведения элективных занятий в первую очередь выступают лекция и семинар. Для формирования навыков в решении генетических задач предусмотрены практические работы. Возможно использование комбинированного урока, на котором органично сочетаются монолог учителя , дискуссия, заслушивание докладов учеников, деловая игра, виртуальный эксперимент.
Решение задач по генетике является одним из важнейших методов усвоения теоретического материала, так как помогает овладеть логикой генетического анализа, спецификой мышления в области генетики. При решении задач наблюдается постоянное взаимодействие между знанием теории и возможностью ее практического применения. В результате такого взаимодействия формируется осмысленное овладение знаниями закономерностей наследования и наследственности, изменчивости, взаимосвязи процессов на молекулярном, клеточном и организменном уровнях.
Кроме того, решение задач помогает овладеть приемами практического применения теории генетики. С этой целью в элективном курсе выделено 8 ч. для решения генетических задач.
Знание основных генетических законов позволит обучающимся решать генетические задачи из материалов ЕГЭ, а приобретенные навыки самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой позволят обучающимся писать рефераты, создавать презентации, грамотно отстаивать свои интересы в дискуссиях.
Владение элементарными методами генетического анализа может помочь обучающимся в будущем при создании семьи, когда в родословной у одного из родителей, например, подозревается наследственная аномалия или заболевание, которые можно предварительно проанализировать, прежде чем обратиться к специалистам в области медико-генетического консультирования. Это продиктовано стремительностью развития генетики, быстрой обновляемостью имеющихся знаний.
Учебно-тематический план
Количество часов | Формы работы и контроля | |
Введение. История развития генетики. Основные термины и понятия. | — | Лекции, семинарские занятия |
Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. | Лекции, семинарские занятия, практические работы № 1, 2 | |
Взаимодействие генов. | Лекция, семинарские занятия, практические работы № 3, 4 | |
Генетика пола. | Лекция, семинарское занятие, практическая работа № 5 | |
Мутации. | — | Лекция-беседа, семинарские занятия, самостоятельная работа с литературой |
Биохимия и генетика. | Лекция, семинарское занятие, практическая работа № 6 | |
Цитогенетика. | — | Лекция |
Методы исследования генетики человека. | Обсуждение-дискуссия, практические работы № 7, 8 | |
Медицинская генетика. | — | Лекции, дискуссии, защита проектов |
Всего по плану |
Содержание программы
Тема 1. Введение. История развития генетики. Основные термины и понятия.
Из истории развития генетики. Значение работ Г. Менделя. основные положения хромосомной теории наследственности.
Изменчивость признаков организма и ее типы. Характеристика действия наследственности и изменчивости в передаче свойств у организмов. Значение модификационной изменчивости в жизни организма.
Материальные основы наследственности. Строение хромосом. Роль хромосом в наследовании признаков.
Словарь основных терминов и понятий. Буквенная символика генетики.
Тема 2. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.
2.1. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. Сущность гибридологического метода, моногибридного скрещивания, закона доминирования и закона расщепления признаков.
Обозначения доминантных и рецессивных генов, гомозигот и гетерозигот.
2.2. Практическая работа № 1 Решение задач на моногибридное скрещивание .
2.3. Дигибридное скрещивание. Сущность третьего закона Менделя.
Рассчитывание числа типов гамет, составление решетки Пеннета.
2.4. Полигибридное скрещивание. Закономерностями наследования нескольких признаков.
2.5. Анализирующее скрещивание. Применение данного вида скрещивания для определения генотипов.
2.6. Практическая работа № 2 Решение задач с использованием закона независимого наследования признаков .
Тема 3. Взаимодействие генов.
3.1. Взаимодействие генов. Гетерозис, кодоминирование, комплементарность, плейотропия, полимерия, эпистаз.
Понятие о генах-модификаторах.
3.2. Сцепление генов и кроссинговер. Группы сцепления.
Механизм обмена аллелями генов между гомологичными хромосомами.
3.3. Генетические карты. Конъюгация, кроссинговер.
3.4. Практическая работа № 3 Решение задач на взаимодействие генов .
3.5. Практическая работа № 4 Решение генетических задач .
Тема 4. Генетика пола.
4.1. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Сравнение кариотипа мужчины и женщины.
Механизм определения пола. Обоснование цитологических основ проявления закона сцепленного наследования.
4.2. Наследственные болезни человека. Генные и хромосомные болезни человека, методы лечения.
Факторы, повышающие риск рождения ребенка с наследственными заболеваниями. Пропаганда здорового образа жизни.
4.3. Практическая работа № 5 Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом .
Тема 5. Мутации.
5.1. Мутаген, мутагенез, мутация. Мутагены и их влияние на живую природу и человека.
Самостоятельная работа обучающихся по поиску информации о различных типах мутагенов и их влиянии на живую природу и человека.
5.2. Классификация мутаций по уровню возникновения, характеру проявления, по влиянию на жизнеспособность, по происхождению, по месту возникновению, по фенотипическому проявлению.
5.3. Генные мутации. Причины генных мутаций.
Виды генных мутаций.
5.4. Геномные мутации. Причины геномных мутаций.
Летальность, потеря функциональной активности гамет.
Тема 6. Биохимия и генетика.
6.1. Молекулярная биология и генетика. Строение и функции ДНК, РНК.
Воспроизведение себе подобных — уникальное свойство живой природы.
6.2. Практическая работа № 6 Решение задач по молекулярной генетике .
6.3.Свойства генетического кода.
Тема 7. Цитогенетика.
7.1. Митоз и мейоз. Деление клетки, как связывающее звено между цитологией и генетикой.
Тема 8. Методы исследования генетики человека.
8.1. Близнецовый, генеалогический, биохимический, популяционно-генетический, цитогенетический, иммуногенетический методы исследования генетики человека.
8.2. Практическая работа № 7 Анализ родословных .
8.3. Практическая работа № 8 Составление родословных .
Тема 9. Медицинская генетика.
Предмет и задачи медицинской генетики. Биоэтика, биоэтический кодекс. Характеристика, значение и цели центральных постулатов биоэтического кодекса.
Этические принципы медицинской генетики. Знакомство с документом Основы законодательства по охране здоровья .
Достижения биотехнологии. Суть этических аспектов применения новых методов биотехнологии, генной инженерии, клонирования.
Клонирование и этические аспекты ее исследований. Терапевтическое и репродуктивное клонирование.
Медико-генетические консультации. Значение генетических знаний для предсказания наследственных болезней.
Факторы, определяющие здоровье человека. Генотип как фактор здоровья. Влияние среды, социума, образа жизни на здоровье человека.
Здоровый образ жизни — показатель культуры личности.
Заместитель директора по УВР
________ А. А. Пономарева
29 августа 2014 год
Краснодарский край
Муниципальное образование Тбилисский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
Календарно — тематическое планирование
По Элективному курсу Генетика человека
Класс 11
Учитель Иванова Елена Егоровна
Количество часов: всего 34 Часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе Рабочей программы 2 вида Генетика человека. 11 классы. Ивановой Е. Е., утвержденной решением педагогического совета, протокол № 8 от 29 августа 2014 года.
Коли-чество | Даты проведения | Оборудование урока | Домашнее задание |
Факт | ||
Тема 1. Введение. История развития генетики. Основные термины и понятия | 4 | |
1 | Из истории развития генетики. | Презентация | $28,вопр. с.111 |
2 | Изменчивость признаков организма и ее типы. | $29,вопр. с.114 |
3 | Материальные основы наследственности. | $30.вопр. с.116 |
4 | Словарь основных терминов и понятий. | $31,вопр. с.120 |
Тема 2. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем | 6 | |
5 | Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. | Портрет ученого Таблица | $33,вопр. с.125 |
6 | Практическая работа № 1 | $34, оформить работу, вопр. с.129 |
7 | Дигибридное скрещивание. | Повт.$28 — 34, конспекты лекций |
8 | Полигибридное скрещивание. | Задачи в тетрадях |
9 | Анализирующее скрещивание. | $35.вопр. с.131. |
10 | Практическая работа № 2 | Повт.$35, презентация по теме, оформить работу |
Тема 3. Взаимодействие генов | 5 | |
11 | Взаимодействие генов. Понятие о генах-модификаторах. | Генетический код , карточки с заданиями Таблица | $37,вопр. с.136, сообщения по теме |
12 | Сцепление генов и кроссинговер. Группы сцепления. | $36,вопр. с.136 |
13 | Генетические карты. Конъюгация, кроссинговер. | $38,вопр. с.142, сообщения |
14 | Практическая работа № 3 | Повт.$38, доклад, оформить работу |
15 | Практическая работа № 4 | $39,вопр. с.146, сообщения, оформить работу |
Тема 4. Генетика пола | 3 | |
16 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | Таблица | $40,вопр. с.149 |
17 | Наследственные болезни человека. Генные и хромосомные болезни человека, методы лечения. Практическая работа № 5 | $41,вопр. с.152, оформить работу |
Тема 5. Мутации | 4 | |
18 | Мутаген, мутагенез, мутация. Мутагены и их влияние на живую природу и человека. | Таблица | $43,вопр. с.157 |
19 | Классификация мутаций по уровню возникновения, характеру проявления, по влиянию на жизнеспособность, по происхождению, по месту возникновению, по фенотипическому проявлению. | $44,вопр. с.159, сообщения по теме |
20 | Генные мутации. Причины генных мутаций. Виды генных мутаций. | $45,вопр. с.163 |
21 | Геномные мутации. Причины геномных мутаций. | Повт.$45, задачи в тетрадях |
Тема 6. Биохимия и генетика | 3 | |
22 | Молекулярная биология и генетика. Строение и функции ДНК, РНК. Воспроизведение себе подобных — уникальное свойство живой природы. | Таблица | $47,вопр. с.169 |
23 | Практическая работа № 6 | $48,вопр. с.172, оформить работу |
24 | Свойства генетического кода. | $49,вопр. с.178 |
Тема 7. Цитогенетика | 1 | |
25 | Митоз и мейоз. Деление клетки, как связывающее звено между цитологией и генетикой. | Таблица | $50,вопр. с.181, $51,вопр. с.183 |
Тема 8. Методы исследования генетики человека | 3 | |
26 | Близнецовый, генеалогический, биохимический, популяционно-генетический, цитогенетический, иммуногенетический методы исследования генетики человека. | Презентация | $64,вопр. с.244, сообщения |
27 | Практическая работа № 7 | Повт.$64, сообщения о Н. И. Вавилове, оформить работу |
28 | Практическая работа № 8 | $65,вопр. с.252, $66,вопр. с.256, оформить работу |
Тема 9. Медицинская генетика | 5 | |
29 | Предмет и задачи медицинской генетики. Биоэтика, биоэтический кодекс. | Таблица | Повт.$64 — 68, презентация по клонированию |
30 | Достижения биотехнологии. | $46,вопр. с.167 |
31 | Клонирование и этические аспекты ее исследований. | $32,вопр. с.122 |
32 | Медико-генетические консультации. Значение генетических знаний для предсказания наследственных болезней. | $68,вопр. с.262, сообщения |
33 | Факторы, определяющие здоровье человека. | $42,вопр. с.155 |
34 | Повторно — обобщающий урок по темам | Презентация по наследственным болезням |
Итого: | 34 часа; пр. р. 8 |