В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”?

Драма А Н. Островского “Бесприданница”, написанная в 1879 году, отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего “темного царства” в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому “Бесприданница”- психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими переживаниями. Лариса Огудалова –

незаурядная личность, значительно выделяющаяся из окружающей ее среды.

Она красива, образованна, талантлива – поет и играет на разных музыкальных инструментах. Это привлекает в дом Огудаловых многочисленных гостей, но эти же гости насмешливо оценивают ее глубокое чувство к Паратову. “Какая чувствительная!” – смеется Вожеватов. Они же осуждают Ларису за ее “простоватость” – ведь бесприданницам нельзя говорить правду. Оказывается лучшие стороны натуры девушки – искренность, естественность, умение глубоко любить – могут расцениваться как недостатки в том обществе, где главное достоинство

невесты – ее богатое приданое. Девушка в русском обществе не личность, а только невеста , а значит, ее цель – заманивание потенциальных женихов.

На этом настаивает мать Ларисы, вопреки протестам дочери: “Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”. Полюбив Паратова, который кажется ей “идеалом мужчины”, Лариса впервые почувствовала себя счастливой, но и здесь ее ждет глубокое разочарование: Паратов внезапно уехал без объяснения причин.

Душевные переживания покинутой девушки усугубляются тем позором, который она пережила в собственном доме: скандал, связанный с арестом сбежавшего с деньгами кассира, дал повод к сплетням и злословию по адресу Огудаловых. Поэтому согласие Ларисы на брак с Карандышевым – вынужденное, он просто вовремя подвернулся. Лариса мечтает об отъезде в деревню, о тихой скромной семейной жизни. Но Карандышев так горд своей победой, так хочет “погордиться и повеличаться”, что совершенно равнодушен к чувствам девушки. “Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними” – вот что движет поведением Карандышева.

Он бестактен по отношению к Ларисе, попрекает ее прошлым, “цыганским табором”, любовью к Паратову. Он, конечно, не тот человек, который мог бы дать Ларисе счастье, – он слишком тщеславен и себялюбив. Но и вернувшийся Паратов не принесет Ларисе радости и покоя Он уехал по срочной необходимости, как он объясняет, “спасать” свое имение от действий нерадивых управляющих Он знает, что он виноват перед Ларисой, и известие о ее замужестве его даже радует: “…значит, старые счеты покончены”, и можно снова к ним приехать. Но самая большая беда в том, что Лариса его идеализировала.

Слепо доверяя своему герою, она не смогла увидеть его подлинных мотивов: расчета и корыстолюбия. Перед другими он их не скрывает: “У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Так же он открыт и перед Харитой Игнатьевной: “Хочу продать свою волюшку”,- говорит он ей о предстоящей женитьбе. Свое увлечение Ларисой в прошлом он расценивает как глупость: если бы он на ней женился – “вот бы людей-то насмешил!” Тема торга, власти денег красной нитью проходит в пьесе, еще более явно подчеркивая иллюзорность надежд Ларисы на счастье. При встрече он театрально упрекает девушку и заодно всех женщин в коварстве и непостоянстве, цитируя Шекспира, ему важно убедиться в своей над нею власти, в том, что она его еще любит.

И требование его к Ларисе бросить жениха во время званого обеда и уехать с холостой компанией за Волгу – тоже следствие его себялюбия. От стыда за жениха, ведущего себя чванно и напыщенно, от отчаяния Лариса соглашается на эту поездку, прекрасно понимая, что поездка эта решит все: “Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге”. Репутация ее как порядочной девушки будет погублена безвозвратно, да и о свадьбе с Карандышевым можно забыть. Но она так любит Паратова и так ему верит! Тем страшнее потом будет ее прозрение, трагический нравственный выбор, который встанет перед девушкой: вернуться к ничтожному Карандышеву или стать дорогой содержанкой богатого купца.

Выстрел оскорбленного жениха она воспринимает как “благодеяние”: смерть физическая не страшнее смерти нравственной, осознания себя “вещью” в том мире, где все продается и покупается. Кнуров и Вожеватов уже разыграли ее в “орлянку”, кто возьмет ее с собой в Париж. Кнуров успокаивает ее, чтобы она не боялась стыда: “громадное содержание”, которое он может предложить, заставит замолчать всех сплетников. Доброго слова для девушки не находится даже у Васи – старого друга детства. “Вася, я погибаю!- обращается к нему Лариса.- …Ну хоть поплачь со мной вместе!”- “Не могу, ничего не могу”,- отвечает Вожеватов, уходя в кофейную. “На меня смотрели и смотрят, как на забаву.

Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова…” – осознает обманутая девушка. Она умирает, прощая всех людей и никого не обвиняя. Ее трагедия – это трагедия чистой бескорыстной души, верящей в добро и любовь и осознавшей, как жесток на самом деле этот мир и как она обманывалась.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Информатика что такое материнская плата.
Сейчас вы читаете: В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”?