Своеобразие творческого пути поэта

«Надо было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с глубочайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надо было с самого нежного детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а напротив, — давать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами на руках

и ногах высоко держать голову», — говорил Александр Герцен о времени, в котором формировалось творческое мировоззрение Лермонтова. Исследуя поэтическое творчество Лермонтова, В. Г. Белинский писал, что в нем «выразился исторический момент русского общества», и пафос его лирики «заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Описание событий в романах и других произведениях Лермонтова определяет собой послепушкинский этап развития русской поэзии — на смену пушкинским светлым, стремящимся к гармонии строкам приходит трагическая лира Лермонтова; Пушкин стремится
передать объективные законы жизни, Лермонтов же отдает предпочтение субъективности мироощущения, его лирика Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека», по выражения Белинского. Лермонтов, продолжаю начинания Пушкина, отходит от традиционных жанров и создает философские думы и поэтические новеллы.

В отличие от исторических дум К. Ф. Рылеева и политических Н. А. Некрасова произведения Лермонтова представляют собой философские размышления. Лирические новеллы — это стихотворения с отчетливым обобщающим суждением . Среди особенностей лермонтовской поэтической речи выделяется стремление к философской афористичности, что подчеркивает субъективность мысли . «Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова живая и острая сила составляют преобладающее свойство стиха», — писал Белинский. В творчестве Лермонтова традиционно выделяют три этапа. Первый — период ученичества — влияние Байрона, Жуковского, Пушкина; лирический герой имеет биографические черты автора, а его переживания лишены полутонов, гиперболизированы, что подчеркивает романтическую суть лирики этого периода.

Второй этап — период становления поэта, обретение собственного «я» . Осложняется авторский взгляд на происходящее, расширяется палитра эмоционального настроя лирических произведений. Поэт отходит от тождественности себя и лирического героя. Лирика носит романтический характер, хотя в стихах «Новгород», «Жалобы турка», «10 июля 1830» видны реалистические элементы. Третий этап — период зрелой лирики , время высшего расцвета творчества Лермонтова. Поэтические образы приобретают символическую обобщенность — лирического героя не удовлетворяют мимолетная любовь, участие друзей, красота природы, но усиление мотива отрицания только делает героя ближе к людям, к естественным человеческим проявлениям.

Общий тон лирики в этот период тоже меняется: уходит бурная эмоциональность, в лирическую речь входит повествовательность. Этот этап ознаменован переходом к реалистическому письму . «Так, в сложном переплетении романтического и реалистического изображения — при общем со всей передовой литературой движении к реализму — в различных литературных родах и многообразных жанровых формах, всей целостностью структуры произведений осуществлялись Лермонтовым страстные поэтические поиски решения нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности и через них — о судьбах народа, нации, человечества» .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Своеобразие творческого пути поэта