Грибоедовская Хмелита
На литературной карте России Хмелита, расположенная в Смоленской области, под Вязьмой, занимает особое место. Усадьба Хмелита — родовое гнездо Грибоедовых, устроенное дедом драматурга, освященное памятью предков, семейными традициями и преданиями, сохранившее ландшафт и архитектуру времен жизни писателя.
История становления, процветания, забвения и гибели ее насчитывает два столетия . С 1747 года усадьбой владел дед драматурга Федор Алексеевич Грибоедов, отставной лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка. При нем Хмелита
Дворцово-парковый ансамбль, созданный неизвестным архитектором, состоял из «господского каменного дома о двух этажах с четырьмя флигелями, регулярного парка с глухими и открытыми аллеями, двух копаных прудов с саженой рыбой, хороших цветников с каменными статуями», пейзажного парка и разных хозяйственных служб. Панораму усадебного ансамбля дополняла построенная в 1759-1767 годах каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней и двумя
Являясь архитектурными доминантами, они придавали усадьбе завершенный и живописный вид.
Такой нарядной и богатой видел Хмелиту Грибоедов. В Хмелите будущий драматург и выдающийся государственный деятель часто бывал и жил в детские и юношеские годы вместе с матерью и сестрой.
Хмелита и окрестные усадьбы с их высоким уровнем культуры оказали огромное влияние на формирование и становление личности Грибоедова. Здесь истоки его характера, творчества, судьбы. Хмелитские впечатления отразились в его творчестве. Вполне возможно, что некоторые образы комедии «Горе от ума» навеяны пребыванием здесь Грибоедова и его многочисленными знакомствами.
Рядом с Хмелитой в своих имениях обитали и Фамусовы, и Репетиловы, и Чацкие всех оттенков. Здесь, например, состоялось знакомство молодого Грибоедова с будущими известными декабристами П. Г. Каховским и И. Д. Якушкиным, в которых современники угадывали прототипы Чацкого. Не без основания, очевидно, современники считали также прототипом Фамусова дядю Грибоедова Алексея Федоровича, хозяина Хмелиты с 1780 года.
Дворцово-парковый ансамбль не сохранился в своем первоначальном виде. Так, особенно большой урон главному зданию причинил пожар 1954 года, после которого от него остался один остов. По инициативе выдающегося архитектора-реставратора П. Д. Барановского, посетившего Хмелиту в 1967 году, здесь начались реставрационные работы. В 1970 году усадьба была поставлена на государственную охрану как редкий памятник гражданского зодчества середины XIII века, когда каменное гражданское строительство за пределами Петербурга велось в ограниченных пределах.
В течение последних тридцати лет Хмелита возрождалась для новой, теперь уже музейной, жизни.
Дом, к счастью, сохранил до нашего времени свой первоначальный объем и внутреннюю планировку, но он был перестроен и как бы заключен в новую декоративную оболочку, отразившую стилистические особенности эпохи ампира. Усадьба имеет огромную самостоятельную историко-архитектурную значимость. По проекту реставрации ведущего архитектора В. Е. Кулакова предусматривалось восстановление ее в первоначальном историческом облике середины XVIII века.
К настоящему времени закончена реставрация двух флигелей, галереи, соединяющей главный дом-дворец с одним из них, каменной ограды. В процессе реставрации находится еще один флигель, конюшня, церковь , интерьеры второго этажа главного дома, парадный двор. В начальной стадии находятся реставрационные работы по парку.
Музей А. С. Грибоедова начал формироваться в усадьбе в конце 1987 года как филиал Смоленского областного музея. С 1988 года он приобрел самостоятельность как музей-усадьба областного подчинения. В 1990 году на его базе был образован Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Хмелита».
В его состав вошли археологические, природные, архитектурные и ландшафтные памятники, в том числе пять усадеб. Все они образуют единое культурное пространство, насыщенное воспоминаниями о Грибоедове, о старой усадебной жизни.
В разной степени сохранившиеся до наших дней вокруг Хмелиты усадьбы — Липицы Хомяковых, Дугино Паниных-Мещерских, Высокое Шереметевых, Александрино Лобановых-Ростовских — позволяют осознать тот уровень культуры русской провинции, который существовал здесь и был впоследствии утрачен.
Сейчас единственный в России музей Грибоедова разместился в цокольном этаже главного дома-дворца, где прежде были подсобные помещения. В 1995 году, к 200-летию со дня рождения Грибоедова, была открыта экспозиция «А. С. Грибоедов и его время», в которой приняли участие ведущие музеи страны — Государственный Исторический музей, Музей Востока, Государственный литературный музей, Всероссийский музей А. С. Пушкина, музей Театрального искусства им.
А. А. Бахрушина, Смоленский музей-заповедник.
Среди наиболее ценных экспонатов — рабочий стол Грибоедова, рукописный список комедии «Горе от ума» 1820-х годов, первое издание комедии и прижизненные издания других произведений Грибоедова, его портреты, книги круга его чтения, портреты его современников, виды мест, связанных с Грибоедовым, предметы быта конца XVIII — первой трети XIX века.
По мере завершения реставрации интерьеров на втором этаже основная музейная экспозиция будет находиться там в двух анфиладах. Сложность создания такой экспозиции заключается в отсутствии мемориальных грибоедовских вещей, которые дошли до нас в единичном исчислении и вряд ли будут обнаружены впредь. Учитывая эти сложности, авторы музейной концепции предполагают типологическое воссоздание комнат и наполнение их вещами и предметами грибоедовского времени. Такая экспозиция, хотя и не имеет мемориального характера, даст представление о быте дворянской усадьбы, о той культурно-исторической среде, к которой принадлежал А. С. Грибоедов и герои его комедии.
Экспозиция будет носить название «Один день в гостях у героев комедии «Горе от ума»». Сама личность Грибоедова, разносторонняя, поражающая контрастами и внутренним драматизмом, требует для ее отражения поиска нестандартных решений в экспозиции. Все это подталкивает авторов художественной концепции музея к поиску ярких театральных форм, обращает их особое внимание на тактичность внедрения музейно-композиционных средств, чтобы не разрушить мемориальное пространство дома.
В системе экспозиций музея: «А. С. Грибоедов. Жизнь. Эпоха. Судьба», «А.
С. Грибоедов и Смоленская губерния» и другие. Предполагается, однако, что доминировать будет экспозиция «В гостях у героев комедии «Горе от ума»». Она будет способствовать воссозданию атмосферы грибоедовского времени и ощущения исторической сопричастности эпохе.
Кроме основной экспозиции в Хмелите открыты выставки, которые способствуют более полному восприятию эпохи, творческой биографии Грибоедова и истории усадьбы Хмелита.
Музейный комплекс в последнее десятилетие стал одним из очагов культурного возрождения в крае. Традиционно в январе отмечается день рождения Грибоедова с участием писателей России. В июле проводится Всероссийский грибоедовский праздник, приуроченный к престольному празднику села Хмелиты Казанской иконы Божией Матери.
Музей-заповедник является одним из центров по изучению жизни и творчества Грибоедова, здесь проводятся конференции, в том числе и международные , материалы которых публикуются в научных сборниках.
Галина СИМАКИНА, заместитель директора музея-заповедника по научной работе
Адрес Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А. С. Грибоедова «Хмелита»: 215153, Смоленская область, Вяземский район, село Хмелита.
Телефон для справок : 9-06-29.
ОТ РЕДАКЦИИ «ЛИТЕРАТУРЫ». Когда этот материал уже стоял в номере, телевидение рассказало о подвижнической деятельности директора музея-заповедника «Хмелита» Виктора Евгеньевича Кулакова, стоящего во главе движения по розыску и захоронению воинов Великой Отечественной, павших на Смоленской земле, в том числе и в окрестностях Хмелиты. К сожалению, как все мы знаем , до сих пор на месте былых боев находятся неупокоенными останки сотен тысяч тех, кто встал в 1941 году на защиту Отечества.
Полностью поддерживая подвижническую деятельность Виктора Евгеньевича, считаем необходимым заявить, что не помпезно-парадные мероприятия, а именно последовательные и постоянные усилия по достойному погребению всех павших воинов и мирных сограждан должны стать главной заботой государственных органов России в преддверии шестидесятилетия Великой Победы. Эта работа, так и не осуществленная советскими властями, в нынешних условиях была бы наилучшим подтверждением внимания посткоммунистической администрации к исторической судьбе России, действительным свидетельством воспитания любви к родине.