Родина в лирике Некрасова
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой… Н. А. Некрасов. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова читаем: «Родина — отечество, родная страна, место рождения…» Можно согласиться с этим определением.
Но более глубинный и духовный смысл этому слову дает Некрасов в стихотворениях «Родина», «Тишина», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин». Вот известные строки из стихотворения «На Волге»: Но вдруг я стоны услыхал, И взор мой на берег упал.
Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля… Родина для Некрасова — не только родная земля, русская природа, но. и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Он видел страдания матери, тяжелый труд крестьянских детей, слышал стоны бурлаков на Волге.
Произведение во многом автобиографично. Воспоминания о матери, няне, родном доме омрачены чувством давящей несвободы: Но помню я: здесь что-то всех давило, Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло. Лирическое начало сочетается в стихотворении с активным неприятием отцов-тиранов, «разврата грязного и мелкого тиранства». Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок: …
Научился я терпеть и ненавидеть, Но, ненависть в душе постыдно притая, Где иногда бывал помещиком и я… Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее развитие в произведениях 50-70-х годов, в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая. Ты и всесильная, Матушка-Русь!
В этой двойственности восприятия Родины заключены истоки некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает ос вобождения народа, призывает встать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению гражданского самосознания: Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан. Стихотворение «Рыцарь на час» — это голос проснувшейся совести. В произведении чувствуются жажда бодрости, силы, деятельного служения добру и одновременно неудовлетворенность бесполезной и расслабленной жизнью.
Велика врачующая сила природы. Вспоминает поэт и свою мать-страдалицу, отдает себя на суд ей: От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Образ матери в стихотворении предельно конкретен и одновременно предельно обобщен.
Мать для поэта — символ всего лучшего, чистого. Именно у матери занимает лирический герой силы для будущей борьбы. Слова «мать» и «Родина» сливаются в масштабный образ Родины-матери.
Некрасов решительно выступает против излишней покорности народа-труженика. Трудно не почувствовать горький сарказм, которым проникнут финал стихотворения «Железная дорога»: Выпряг народ лошадей — и купчину С криком «Ура!» по дороге помчал… . Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?.. Да, Некрасов не певец смирения.
Об этом говорит и «Песня Еремушке». Лирический герой обращает к дремлющему младенцу такие слова: Будешь редкое явленье, Чудо родины своей; Не холопское терпенье Принесешь ты в жертву ей: Необузданную, дикую К угнетателям вражду И доверенность великую К бескорыстному труду. В поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» показано постепенное пробуждение крестьянского сознания . Тип интеллигента-разночинца воплощен в образе Григория Добросклонова.
Григорий слагает песни о будущем Руси. Цель его жизни — освобождение России, счастье для него — в борьбе за справедливость. Заметим, что такая борьба была необходима и после отмены крепостного права. «Довольно ликовать в наивном увлеченье,- Шепнула муза мне,- пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Думы о Родине, о предназначении поэта-гражданина, о жертвенности революционного служения составляют неотъемлемую черту некрасовской поэзии.
И в наше время она служит образцом взыскательной любви к Отчизне, любви, которая учит нас не бояться правды, какой бы жестокой та ни была.