«Слово о полку Игореве» — патриотический памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» было открыто ценителями русской словесности лишь в конце XVIII в. и сразу получило признание как один из величайших памятников древнерусской литературы. В основе «Слова…» лежит история похода Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, против половцев, совершенного им в 1185 г. Но автор произведения превратил этот частный трагический эпизод в событие общерусского масштаба. На протяжении всего «Слова» он настойчиво подчеркивает основную идею произведения: необходимо единение князей в борьбе со степняками,
Он подчеркивает, что, вопреки реальным родственным связям, киевский князь именует своих двоюродных братьев Игоря и Всеволода «сыновцами» , а его самого величают «отцом». Святослав — положительный герой, самый старший и мудрый князь, который во многом выражает мысли автора. Автор рисует киевского правителя
Притрепетал он врагов своими сильными битвами». И далее: «Немцы и венеды, Греки и моравы Славу поют Святославу…» Именно Святославу снится вещий сон, в котором он предчувствует надвигающуюся на Русь беду. Бояре объясняют князю смысл этого сна: честолюбивые и эгоистичные намерения Игоря и Святослава навели на Русь врагов, стали виновниками очередного разорения русских земель.
В своем «золотом слове» киевский Святослав горюет по поводу разобщения русских князей, постоянных феодальных междоусобиц, которые ослабляют Русь, не дают ей возможности достойно встретить отпор кочевников: Отскочили вы от дедовской славы, Навели нечестивых крамолами На Русскую землю, на жизнь Всеславову! Патриотической идее объединения подчинены исторические экскурсы «Слова»: осуждение Олега Гориславича, «ковавшего крамолы»; воспоминания о времени единения Руси — времени Владимира Святославича. Этой же идее служит и художественная структура произведения. «Слово» начинается со вступления, в котором автор вспоминает старинного певца Бояна, но сразу заявляет, что не будет следовать «замышлению Бояню». Определив хронологический диапазон повествования , автор рассказывает о дерзком замысле Игоря навести свои полки на Половецкую землю, «испита шеломом Дону».
Повествование прерывается авторскими отступлениями — рассказом о вещем сне Святослава, обращением к наиболее влиятельным князьям с призывом вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Затем «Слово» вновь обращается к судьбе Игоря. В Путивле Ярославна молит силы природы помочь ее мужу бежать из плена. Как бы откликаясь на этот призыв, природа помогает Игорю: дружески беседует с князем Донец, птицы замолкают, чтобы не выдать преследователям беглеца, указывают путь дятлы, радуют песнями соловьи.
Чтобы усилить эффект, показать, что все силы земли русской стремятся спасти Игоря, автор использует фольклорные метафоры: «Если сокол ко гнезду долетит, Соколенка мы расстреляем стрелами злачеными!» Эпилог «Слова» торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев, к великому Святославу; здравицей в честь князя и земли Русской заканчивается повествование. По наблюдению Д. С. Лихачева, в «Слове» объединены эпическое и книжное начала, которые подчинены одной — патриотической — идее: «Эпос полон призывов к защите страны… Призыв идет как бы от народа , но обращен он к феодалам — золотое слово Святослава, и отсюда книжное начало».
Художественные средства помогают выразить основную идею «Слова». Характерной чертой его поэтики является сосуществование в нем двух планов — реалистического изображения персонажей и событий и описания фантастического мира враждебных «русичам» сил. Это и зловещие предзнаменования; затмение солнца; фантастический Див, Дева-Обида, Карна и Жля.
Широко используется здесь и прием контраста: Игорь — это «свет светлый», а Кончак — «черный ворон». Таким образом, «Слово о полку Игореве» — один из лучших образцов древнерусской литературы, воплощающей любовь и восхищение родной землей, провозглашающий идею действенной заботы о благе Руси.