«С каждым спаяно мое сердце…»

…про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю… А. Платонов

Вначале урока предлагаю учащимся ответить на вопрос домашнего задания: можно ли назвать мир героев рассказа «Корова» «прекрасным и яростным»?

Обращаю внимание ребят на тему урока и ставлю задачу работы в классе: опираясь на рассказ «Корова», раскрыть смысл фразы Платонова: «…с каждым спаяно мое сердце…» Почему спаяно? Почему именно сердце? Разве с каждым?

Тема урока записывается ребятами в тетрадь. Она должна стать вектором восприятия

рассказа в целом. Работу над содержанием, проникновение в мотивы поступков героев проведем путем выделения деталей, с точки зрения учащихся наиболее ярких. Класс работает в парах, имея право выбрать одно из двух заданий:

Душевный мир главного героя . Трагедия коровы-матери.

Идет важный этап самостоятельной работы с текстом. Ребята перечитывают его с карандашом, выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают в парах их выбор.

Отдельные работы позже зачитываются у доски, другие ученики могут оценить, сравнивая, свои записи . Исключительно важно понимать значение такой работы. Мы вчитываемся

в каждое слово писателя, учимся видеть художественную деталь, понимать ее значимость.

Д У Ш Е В Н Ы Й М И Р Г Л А В Н О Г О Г Е Р О Я:

«Вася любил ходить в школу, потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир, которого он еще не знал…»

«Поэтому с тревогой и радостью он всматривался в лицо людей, глядящих из окон пассажирских поездов…»

«Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют».

«Не было бы своего сына, я бы усыновил этого… Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди…»

«Вася постоял около нее, а потом обнял корову снизу за шею, чтоб она знала, что он понимает и любит ее».

«Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше, потому что я помню нашу корову и не забуду».

Ж И З Н Ь И Т Р А Г Е Д И Я К О Р О В Ы — М А Т Е Р И:

«…у коровы не было своего имени»;

«…добрые теплые глаза, обведенные темными кругами»;

«…свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу»;

«…она должна жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно»;

«Она все время ждала своего сына — теленка, а он не приходил»;

«Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала»;

«…свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек»;

«…что однажды вошло в сердце или в чувство ее, то не могло быть там подавлено или забыто»;

«Она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и свое горе»;

«…ее чужой горловой голос»;

«…молоко у нее пропало вовсе, и она стала угрюмой и непонятливой».

Обсуждая выполненные задания, работаем над своеобразием языка произведения, пытаемся объяснить, в чем состоит выразительность стиля писателя Платонова. Например:

«…молоко в ней рожалось тоже беспрерывно» ;

«…из нее ели молоко мать, отец и я» ;

«Уставившись глазами в темнеющее поле, корова ждала своего сына» .

Особое внимание уделяем словам машиниста о Васе.

— Почему машинист хотел усыновить Васю, если бы у него «не было бы своего сына»?

— Какой смысл вкладывает машинист в слова: «Он с малолетства полный человек, а у него еще все впереди»?

— А как относится Вася к незнакомым людям, проезжающим мимо, к незнакомому пока миру дальних странствий? «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придет к ним…»

После обсуждения выполненных заданий «отражаем» героев друг в друге и выходим на идею произведения.

Предлагаю ребятам письменно ответить на один из вопросов:

Что значила в жизни Васи корова? Почему рассказ так называется?

Главное для нас, что каждый думает, отвечает самостоятельно. Затем заслушиваем ответы, выделяем главное, дополняем, накапливаем. Учитель делает схематически записи на доске.

Говорим об общности всего живого: Человек ли, корова ли — все это частицы единого мира. Всякая душа — живая, трепещущая, ранимая — требует к себе доброго, «по-отцовски» заботливого отношения.

— Прочитайте Васино сочинение. Как вы относитесь к нему? Что можно сказать о стиле?

На тему ли оно написано? Как в нем раскрывается главный герой?

Теперь переходим к кульминации творческого процесса. Ребята объясняют смысл фразы, вынесенной в название темы, сначала устно, а затем каждый формулирует письменный ответ.

Заканчиваю мастерскую просьбой подчеркнуть в тетради самые главные, на взгляд ученика, идеи урока.

Урок завершаю так:

— Представьте: мы не знаем, что оба рассказа — «Корова» и «В прекрасном и яростном мире» — написаны одним автором. Как можно об этом догадаться?

После такой, почти построчной работы с текстом учащиеся прекрасно чувствуют оригинальность, неповторимость стиля писателя, своеобразие его языка. Да и платоновская мысль о братстве человека и Вселенной, связующая все его произведения, становится понятной им.

И еще раз обращаемся к автобиографии: «И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…»

Творческие работы после урока сдаются учителю, проверяются и оцениваются.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «С каждым спаяно мое сердце…»