Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Главная заслуга М. Горького заключается в том, что он ввел в литературу героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигам во имя великой идеи. Это было новым для литературы конца ХIХ века. Образы Горького были написаны живо, яркими красками, что способствовало выделению какой-либо отдельной, самой главной черты в герое. Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям Горького.
Главный мотив произведения — это жажда подвига во имя счастья людей. В этом писатель видит положительный идеал человека, поэтому
Получается как бы «рассказ в рассказе». Ларра, герой первой легенды-притчи, — сын женщины и орла. Он одержим гордыней, высокомерием по отношению к людям, с которыми он живет. Крайнюю степень эгоизма проявляет герой, когда убивает девушку только за то, что она не захотела идти с ним. Он, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в этом оскорбление своей чести.
Убивает юноша не из-за любви, а из-за эгоизма. Он видит в девушке только вещь,
А мне было нужно ее… Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще». Собрались тогда люди, чтобы придумать казнь гордецу, достойную его поступка.
Самый мудрый сказал: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Сначала Ларра громко смеялся, как ему казалось, над глупостью людей. Многие годы герой ходил одиноким, смерть была не властна над ним, даже тогда, когда он сам захотел ее: «… он стал уже как тень и таким будет вечно!
Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему.
И нет ему места среди людей… Вот как был поражен молодой человек за гордость!» Ларра отказывается от предоставленной ему свободы, пытается погибнуть, лишь бы освободиться от ненавистной воли. Жизнь становится для него каторгой.
В этой легенде автор хочет сказать, что человек должен быть свободным. Но свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода как величайшее благо имеет ценность только тогда, когда она связана с обществом. Герой второй легенды — юноша Данко. Ради свободы своего племени идет на величайшую жертву, испытывая при этом счастье.
Если от Ларры тень осталась блуждать на земле, то о подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры. От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса.
Его не смутили предстоящие трудности. Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады. Юноше не страшна была собственная смерть — соплеменники показались ему жалкими и беспомощными, а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце.
Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям»: «- Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям». Горящее сердце юноши спасло людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе.
И все потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».
Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в способности пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко.