Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта. Так как произведение относится к позднему периоду творчества Лермонтова, то в нем мы можем проследить все черты истинно лермонтовской поэзии. Многие образы произведения были навеяны стихотворением Гейне «Смерть — это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен».
В нем говорится: Смерть — это ночь, прохладный сон А жизнь — тяжелый, душный день… …Я сплю — и липа шумит в вышине, На липе соловей поет…
Стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова слов, символов. В первой строфе, в запеве, появляется тема одинокой участи, странничества: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит… Создается впечатление, что дорога лирического героя уходит в бесконечность. В этих же строках проявился важнейший для поэта мотив — мотив одиночества.
Лирический герой противопоставляет себя всему
Герой задает важные для него вопросы: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? В последней строке звучит мотив прошлого и будущего. В будущем для себя лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», получить которые можно, забывшись, заснув.
И здесь, впервые в стихотворении, вводится интрига: начинает звучать намек на тему смерти. Символ смерти как сна широко использовался еще Шекспиром: Умереть, уснуть. — Уснуть! И видеть сны, быть может?…
Но в стихотворении Лермонтова тема смерти не получает развития. Сон у него трактуется по-другому. Это только мечта, светлая и прекрасная. В произведении скрыто противопоставление.
Начинается стихотворение с прекрасного светлого описания природы. Смена настроений происходит в двух последних строчках второго катрена. Образ одушевленной природы, полной обещаний, теряет для героя свою притягательность. Он ощущает неудовлетворенность своего «я», мир меркнет для него, и он, вроде бы, стремится к смерти. Но в четвертом катрене опять происходит перелом, который прекращает тему смерти и возвращает нас к оптимизму.
Последнее четверостишие ломает всю картину и делает стихотворение гимном любви. А тема любовной песни и «темного дуба» в конце создают образ блаженства. По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Но строй произведения сочетает черты элегической медитации и песни.
Здесь используются такие песенные приемы, как повторы-подхваты , сочленяющие строфы . Стихотворение состоит из пяти пронумерованных катренов, написанных пятистопным ямбом. Необходимо обратить внимание на особенность стихотворного размера: каждая строка содержит обманный «анапестический ход», то есть, начинается как анапест, по сути, являясь ямбом. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских клаузул. Автор использует метафоры: «звезда с звездою говорит», «дремали жизни силы»; олицетворения: «пустыня внемлет богу», «спит земля».
Хочется обратить внимание на одну строчку: «Спит земля в сиянье голубом…». Конечно, Лермонтов говорит о небесах. В середине XIX века ни один человек еще не видел Землю из космоса. Но гений творца смог создать космическую картинку. При прочтении этой строчки перед глазами каждого современного человека встает образ нашей прекрасной голубой планеты в сиянии атмосферы.
Мечта, о которой говорит поэт, это не только любовь. Лермонтов мечтал и о вечности — освобождении от земного времени, о бессмертии и приобщение к вечной жизни вселенной. Он не хотел умирать, подобно вечно зеленеющему «темному дубу». И мечта его сбылась.
Поэт обрел бессмертие через свою поэзию.