Творчество Игоря Северянина
Истинный поэт, глубоко переживающий жизнь. В. Брюсов. Свой талант Игорь Северянин часто ориентировал на вкусы эстетствующей петербургской публики, живущей стилизованной декадентской жизнью.
Имя «Игорь Северянин» стало псевдонимом Игоря Васильевича Лотарева . Поначалу этот поэт печатался в скромных периодических изданиях, читал свои стихи в разных студенческих аудиториях. Он выпускал небольшие брошюры и рассылал их по редакциям в надежде получить хоть отзыв. Но признания не было. Лишь в 1909 году отрицательный отзыв Л. Н. Толстого сделал
1913 год был отмечен для Северянина выходом его первого сборника — «Громокипящий кубок». Он принес поэту известность. Книга вышла с предисловием Ф. Сологуба и переиздавалась 10 раз. О ней положительно отозвался сам В. Брюсов. Вскоре, один за другим, начали выходить и другие сборники Северянина: «Златолира» , «Ананасы в шампанском» , «Поэзонтракт» , «Тост безответный» . И. Северянин стал на время самым модным «певцом», но он оценил такое
И действительно, массовый читатель не смог уловить главного нерва творчества поэта. Именно Игорь Северянин ввел в поэтический обиход слово «футуризм». Творчество молодого поэта отличалось позицией откровенного самоупоения, которая должна была потрясти публику своим нахальством и вызовом: Не мне расчет лабораторий, Нет для меня учителей. Парю в лазоревом просторе Со свистом солнечных лучей! В своем поэтическом творчестве Северянин во многом следовал принципам акмеизма.
Но некоторые эстетические принципы этого литературного направления обнажались у поэта с какой-то пародийной наглядностью. Так, в сонете, посвященном Георгию Иванову, Северянин декларирует безоговорочное и радостное принятие мира: «Я говорю мгновению: Постой!» Поэтизация совершенной жизненной гармонии акмеистов оборачивается у Северянина акмеистической стилизацией — картинами мещанских будуаров, ресторанной жизни, прогулок в кабриолетах, обстановки легкого, бездушного флирта. В предреволюционной лирике Северянина обнаруживаются связи с темами и мотивами его ранней символистской поэзии. Прежде всего, в ней проповедуется культ индивидуализма, самоценного «Я».
Желание и воля этого «Я» становится для поэта единственной реальностью мира. В программном «Эгополонезе» Северянин писал: Все жертвы мира во имя эго! Живи, живое! — поют уста.
Во всей вселенной нас только двое, И эти двое — всегда одно! Я и Желанье! Живи, Живое! Тебе бессмертье предрешено. А в «Самогимне» поэт надменно провозглашает: Мой стих серебряно-брильянтовый Живителен, как кислород. «О гениальный!
О талантливый!» — Мне возгремит хвалу народ. Сущностью поэзии Северянин считал свою фантазию — «мои капризы, мои волшебные сюрпризы». Для творчества Игоря Северянина характерна маскарадность, стилизация действительности. «Трагедию жизни превратить в грезофарс» — вот в чем усматривал Северянин назначение поэта и поэзии. Игорь Северянин обладал способностью переживать события очень глубоко и остро.
Он подмечал такие черты в окружающей действительности, которые могли бы воссоздать картину в воображении читателей. Славе поэта во многом способствовал и его исполнительский дар. Северянин был одним из основоположников русских реситалей — авторских читок перед многотысячной публикой. Вечера поэта Игоря Северянина всегда проходили с неизменным успехом.
Северянин умел покорить воображение небывалыми соцветьями образов. Упоенные переживания, «чувства без названия» доносит поэт до своего читателя и слушателя. Лирический герой в его стихах «упоенно молится», его «сердце крылит к раздолью».
Игорь Северянин вошел в историю русского стиха как основатель эгофутуризма, как король поэтов, автор изысканных стихов. В то же время он известен как один из родоначальников массовой культуры 20 века.