От Рахметова до Павла Власова
Рахметов и Павел Власов — герои, прошедшие сходный путь революционных деятелей, их объединяет. прежде всего, вера в светлое будущее и способность сподвигнуть других людей на претворение своих идей в реальность. Рахметов — один из центральных персонажей романа Н. Г. Чернышевского «Что делать». Это произведение было создано писателем в 1863 году, когда он находился в заключении в Петропавловской крепости.
В это время в России бушевали крестьянские восстания, в университетах начались волнения, а правительство объявило жестокую войну
Несмотря на сорок лет разницы, характеры героев практически зеркальны.
Рахметов — дворянин по происхождению. Он приехал в Петербург обыкновенным порядочным юношей. Но, сблизившись с Кирсановым, изучив философию Фейербаха, он начал превращаться в «особенного человека». Одаренный необыкновенными способностями, Рахметов вскоре переходит к активным действиям, становится революционером. Он с неутомимой энергией изучает теорию революции, пробует «на вкус» жизнь простого русского человека: пешком он исколесил всю Россию, был дровосеком, пильщиком, каменотесом, вместе с бурлаками тянул лямку на Волге.
Павел Власов — простой фабричный парень: «ходил на вечерники, выучился танцевать кадриль и польку, по праздникам возвращался домой выпивши». Но это не приносило ему радости, как и многим жителям фабричной слободки. Павел не пошел дальше по этому пути — он стал читать, задумался над смыслом жизни. И когда к нему попали «запрещенные», нелегальные книги, он уже внутренне был подготовлен к тому, чтобы вступить на путь революционной борьбы.
Это привело его в подпольный кружок. Молодой и смелый Павел Власов пытается организовать стачку рабочих, и первая попытка терпит неудачу: народ не понял его. Но долгая и упорная революционная работа принесла свои плоды: спустя некоторое время, в сцене, рисующей первомайскую демонстрацию, Павел выступает уже как признанный вожак рабочих. Когда Власов начал говорить, все обернулись к нему, «окружая его, точно крупинки железа кусок магнита». Рахметов, готовя себя к революционной деятельности, знает, что ему придется переносить лишения, мучения, пытки со стороны царских тюремщиков.
И он заранее закаляет свою волю и тело, приучает себя переносить физические страдания, отказывается от всякой роскоши, ведет жизнь аскета. Павел, также как и Рахметов, суров и аскетичен. Это человек высокого долга, для которого дело всегда стоит на первом месте. Оба героя целиком и полностью отдают себя революции, при этом ограничивая и ущемляя самих себя.
Рахметов во имя любви к людям отказывается от личного счастья: «Я должен подавить в себе любовь, — говорит он любимой женщине, — любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, — уж связаны. … Я не должен любить… такие люди, как я, не имеют права связывать чью-нибудь судьбу с своею». Однако, за внешней суровостью и твердостью героев скрываются чуткие, любящие натуры. Павел Власов постоянно проявляет сердечность и заботливое отношение к товарищам, крепнет его дружба с матерью.
Про Рахметова Чернышевский замечает: «При всей своей феноменальной грубости он был, в сущности, очень деликатен». «Какой это нежный и добрый человек», — думает о нем Вера Павловна. Кардинально изменить общество не смог ни Рахметов, ни Власов. Но они знали, что и как им нужно делать, они не отделяли мысль от дела, они не знали разлада между сознанием и волей.
В те неспокойные времена, когда были написаны «Что делать?» и «Мать», произведения находили отклик у читателей. Многие в этих книгах находили ответы на злободневные вопросы, для других эти произведения стали руководством к действию. Чернышевский написал о Рахметове строки, которые с уверенностью можно отнести и к Власову: «Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».