Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
…Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда… В. Г. Белинский Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта.
Больше всего в нем поражают глаза — глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий
Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь — «пустая и глупая шутка». Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что «в бездействии состарится оно», болит душа за «его грядущее», которое «иль пусто, иль темно». Это не пессимизм; может быть, это настроение «в минуту душевной невзгоды». Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки.
Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы. А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина «свободы, гения и славы палачами» и напомнить им о суде Божьем и народном. Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого.
Он страдает, окруженный «пестрою толпою», вокруг него «суета», «блеск» маскарада, ему хочется вырваться отсюда «вольной птицей». И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым.
Но счастье это очень кратковременно — шум людской толпы прогоняет мечту, «на праздник незваную гостью». Сила писателя — в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. «В… лирических произведениях Лермонтова, — писал В. Г. Белинский, — виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества…». Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: «стоит одиноко на голой вершине сосна», «одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет», «одиноко он стоит, задумался глубоко…», «одинок я — нет отрады», «выхожу один я на дорогу».
Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения.
В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от «безвременья» 30-х годов. Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. «С слезами горькими, с тоскою» просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в «Зимнем утре».
Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания: С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим.
С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.