Возрождая традиции
С 1992 года изучение Ветхого и Нового Завета предусмотрено государственной программой преподавания литературы в средней школе. Приобщение к священным книгам сосредоточивает внимание не на религиозном их содержании , а на их значении в светской, и в первую очередь — культурной жизни человечества. Сопоставление ряда библейских Мифов с языческой мифологией, установление общности мифологического мышления древних призваны помочь осознать родство всех людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, способствовать
Именно необходимость донести содержание Евангелия до славянских народов побудила Кирилла и Мефодия к созданию славянской письменности. Оттиски библейских текстов первыми сошли с печатных станков Иоанна Гуттенберга и Ивана Федорова.
Сегодня православная литература стала доступной, есть учебные программы, которые предполагают творческое отношение учителя к литературному материалу. Обращение к различным источникам — мифам, фольклору, мировой художественной литературе — позволяют увидеть в Священном
Так, в 5-м классе педагог обращается к историям из Ветхого Завета в сопоставлении с древними мифами и эпосами народов мира. В 6-м классе для изучения берутся эпизоды эпоса древних иудеев, вошедшие в Ветхий Завет, которые, в свою очередь, соотносятся с эпосами других древних народов. В 7-м классе переходим к изучению произведений проблемно-психологического характера, обращаемся к образу Иисуса Христа — его отражению в Евангелии, а также в художественной литературе.
Это дает возможность подготовить учащихся к переходу в 8-9-м классах к обсуждению сложных философских вопросов, таких, как диалог культур в античную эпоху. И, наконец, материал для изучения в 10-11-м классах обращает выпускника к сложнейшим философским проблемам человеческого бытия. Обретенное знание библейских мотивов в произведениях художественной литературы делает сложный материал более доступным современному школьнику.
Мы обсуждаем вопросы изначально спорные, справедливо именуемые вечными, то есть решаемыми каждым поколением заново, в зависимости от условий бытия, от социальной и индивидуальной практики и опыта. Вместе ищем решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы вместо категорического ответа.
Помнится, еще в 1992 году при изучении рассказа А. П. Чехова «Студент» я пригласила на встречу со старшеклассниками протоиерея, настоятеля Петропавловской церкви. Состоялся задушевный разговор о ценности человеческой жизни, истоках духовности, верности заветам, который для многих выпускников стал уроком по имени «Жизнь». По инициативе редактора газеты «Духовные посевы» С. И. Никитина для учащихся 1-11-х классов проводятся факультативные занятия по основам христианской культуры.
Курс «Основы православной культуры» введен в школьный учебный план.
Анализ даже предварительных результатов показывает заинтересованность детей и учителей в приобщении к духовным ценностям России. Возврат к духовным традициям предков, морально-этической сокровищнице христианства не может быть вредоносным или опасным. Основа духовно-нравственного возрождения России видится в укреплении нравственных основ семьи и ее роли в обществе.
В нынешней ситуации педагогам приходится прикладывать немало усилий для укрепления своей школы как открытой социально-педагогической системы, готовой к расширению взаимодействия со всеми общественными институтами, и прежде всего с семьей.
Начинать духовную работу надо именно с семьи, с воссоздания традиционной для русской православной семьи «домашней церкви», деликатного невмешательства в религиозное воспитание, осуществляемое семьей, которую школа признает субъектом образовательного процесса.
Мы никуда не двинемся, а то и скатимся в бездну, если не будем укреплять союз между школой и семьей, вырабатывать этические основы образования, опирающиеся на традиционную этику долга, чести. Надо искать новые пути и формы воспитания интереса к русскому языку, понимания его непреходящей ценности, основания для общекультурных связей между народами России. Через приобщение к общечеловеческим ценностям формировать у подрастающего поколения мировоззрение, позволяющее вступающим в жизнь молодым людям отличать добро от зла.
Так, наша школа участвует в городском эксперименте по отработке модели духовно-нравственного образования на основе традиционных культурных ценностей. Согласно школьному учебному плану ведутся курсы «Основы православной культуры», «Риторика». Во 2-6-м классах ребята занимаются краеведением, изучением обычаев древнерусской старины, участвуют в мероприятиях, посвященных традициям русского народа.
Приглашаем на занятия служителей церкви, работников библиотеки, музея, центра национальной культуры. Эта деятельность органично вписывается в воспитательную систему школы, ориентированную на приобретение общечеловеческих ценностей.
Нынешняя молодежь не утратила способности к восприятию духовной мудрости поколений. Ведь помнить — значит, не только радоваться победам, но и признавать свои поражения. Может быть, поэтому мы сегодня говорим о потере духовности в обществе, что не научились прощать ошибки как друг другу, так и самим себе?!
Просто вычеркнули «ненужное» прошлое из памяти и считаем, что имеем право строить новую жизнь.