Роль третьего действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была первым реалистическим произведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, так как автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, в которую они жили. Так, проблема ума и безумия, общественные проблемы, борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» существуют и в наши дни. Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIX века в период подъема общественного движения. Он описал людей, которые хотели оградить себя от реальной жизни и существовать по
А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекали безумными. Роль третьего действия в пьесе очень важна не только с композиционной точки зрения, но и как кульминация общественного конфликта — столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим». Здесь же мы можем в лицах увидеть фамусовское общество.
Пришедшими на танцевальный вечер в дом Фамусова были: Скалозуб, постоянно отпускающий плоские шутки, который, будучи представителем военного сословия, поставил перед собой главную цель — не защищать Родину, а добыть чин генерала Молчалин, который, являясь «безродным»,
Для них он является примером глубокого ума. Ведь он смог, казалось бы, совсем проигрышную ситуацию превратить в выигрышную, «упал да так, что чуть затылка не пришиб», добившись в результате расположения императрицы. По мнению людей фамусовского общества, жить надо так, а не иначе. Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя от него, объявив безумным. Для них так легче, к тому же появился повод для сплетни, которая, начавшись с невинного высказывания Софьи «Вот, нехотя с ума свела», дошла до того, что окружающие решили, что главного героя надо опасаться как социального безумца.
Теперь можно не обращать внимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачем слушать умалишенного? А ни о чем не подозревавший Чацкий продолжает рассуждать о насущных жизненных проблемах. Центральным в третьем действии является монолог главного героя о «французике из Бордо». В нем он обличает русское общество, которое во всем старается подражать иностранному.
Оно преклоняется перед приезжими из Европы, которые у себя на родине считаются обычными людьми и ничего особенного из себя не представляют, в России же они чуть ли не боги. Чацкий поражается, насколько дворянское общество отдалилось от народа. Он призывает не копировать иностранцев, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев». Из европейской культуры можно позаимствовать самое важное и нужное, но не все подряд.
По мнению Чацкого, было бы лучше «хоть у китайцев бы… несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев*. Но фамусовское общество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение «мадам и мадемуазель», чем «сударыня». Во всей пьесе и непосредственно в третьем действии присутствует мотив глухоты. Люди не хотят слушать Чацкого, им гораздо более по душе вести беседу с «французиком из Бордо». Само сознание того, что он иностранец, вселяет уверенность в его незаурядный ум, уверенность в то, что его стоит послушать, хотя на самом деле у него «пять, шесть найдется мыслей здравых и он осмелится их гласно объявлять».
Читая комедию Грибоедова «Горе от ума», мы можем увидеть всю бедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московского дворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность, несмотря на некоторую образованность. Большинство представителей этого общества смотрят на жизнь, постоянно оборачиваясь назад. Они не хотят заглянуть в будущее, им гораздо более по душе жить прошлым.