Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин, родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, тем не менее, выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать самодержавному строю соринку в государственном оке. Он очень умно и ловко это проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в критике власти. Что же помогало произведениям Салтыкова-Щедрина пройти жестокую цензуру? Прежде всего, это стиль его письма.

Надо обладать большим талантом,

чтобы писать эзоповым языком, придающим многозначность произведению, герою, ситуации. В предисловии к «Истории одного города» Щедрин говорит о связи событий в Глупове с событиями в правительственных сферах России. Роман является политическим обобщением. Каждый образ полон политического смысла.

Город Глупов — олицетворение самодержавной России. Салтыков-Щедрин писал Пыпину: «…я не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей, мне нет никакого дела до истории, я имею ввиду только настоящее». В «Описи градоначальников» подчеркнуты такие свойства градоначальников, которые роднят их

с реальными фигурами администраторов «Олимпа». В то же время шаржированные, доведенные до гротеска образы щедринских администраторов воплощали в себе черты современных автору исторических лиц. О статском советнике Грустилове, например, сказано: «Друг Карамзина.

Отличался нежностью и чувствительным сердцем, любил пить чай в городской роще, и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллистического характера и умер от меланхолии в 1825 году». Эта биографическая справка завершена кратким замечанием «Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год». Можно говорить об императоре Александре I как историческом прототипе Грустилова.

Но Грустилов в такой же мере злая насмешка над проявлением Александра II. Писатель ставит себе цель сопоставить различные эпохи , чтобы определить, что общего между всеми этими эпохами. Сатирик приходит к выводу, что во все времена со стороны властей преобладает деспотизм, а со стороны народа — рабство.

Это две характерные черты, которые есть в любой эпохе. Салтыков-Щедрин сближает эпохи парадоксально и делает выводы о современности. Щедрин создавал такие художественные образы, в которых соединял черты многих императриц, более того, даже черты многих императоров. Сатирик ядовито обличал аморализм самодержавия, бесчинство фаворитов монарха, авантюры дворцовых переворотов. «Сказание о шести градоначальницах» особенно богато язвительными историческими аномалиями и намеками. Угадываются здесь нравы царствования Екатерины I, Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны, Елизаветы, Екатерины II.

В главе «Фантастический путешественник» рассказывается о том, как Фердыщенко вздумал путешествовать. Ведь все уважающие себя самодержцы время от времени составляют свою резиденцию и отправляются обозревать подвластные им земли. По краткой описи градоначальников Фердыщенко обозначен как бывший денщик князя Потемкина.

Намек ясен. Любовь Потемкина к путешествиям, чествованиям и подношениям стало своего рода «притчей во языцах». Александр II, еще будучи царевичем, путешествовал по России и очень любил, чтобы его всюду торжественно встречали. Матушка его после смерти своего супруга Николая I с огромной свитой отправилась путешествовать за границу.

Само путешествие Фердыщенко отражает реальную действительность не прямо, а сатирически деформированно. Самодержавные правители все года путешествовали со свитами, причем многочисленными. Фердыщенко тоже путешествовал не один: вся его свита состоит из денщика и двух солдат инвалидной команды.

Самодержавных правителей встречали ликующие толпы народа, с пушечными залпами, торжественной музыкой. Толпа, встречающая Фердыщенко, насчитывает четыре человека, а вместо торжественной музыки раздается звон тазов и бубна. Градоначальник Бородавкин знаменит «войнами за просвещение», то есть за внедрение горчицы и ромашки.

Войны он ведет при помощи оловянных солдатиков. Эпопея «Войны за просвещение» тоже была подсказана событиями из жизни России. В 1842 году императорским указом было предписано разведение картофеля государственными крестьянами. Крестьяне Вятской губернии отказались сеять картофель.

Бунт был прекращен губернатором Мордвиновым с помощью батальона из шестисот человек. Крестьяне были высечены. Глава «Соломенный город» напоминала о пожаре 1862 года, послужившим властям предлогом борьбы с прогрессивной молодежью. Самым обобщенным выражением сущности самодержавия является образ Угрюм-Бурчеева.

Это не просто Павел I, Николай I, Аракчеев, хотя черты их вошли в тип Угрюм-Бурчеева. Это символ самодержавия, символ всякого угнетения и произвола. Он сконцентрировал в себе многие конкретные черты антинародных правителей России и Западной Европы, тем самым став нарицательным образом правителя эксплуататорского строя вообще. Угрюм-Бурчеев целиком разрушил город Глупов, построил на его месте казармы, а из глуповцев создал роты и батальоны.

Он даже задумал прекратить течение реки-жизни, но она не покорилась ему. Идиот, оказавшись у власти в самодержавном государстве, может натворить столько бед, что размер их невозможно будет даже измерить, так как он полновластный, единодержавный правитель. Образ народа рисуется сатириком сочувственно. Он говорит о двух понятиях, связанных с понятием народа — народ исторический и народ, воплощающий в себе идею демократизма. Салтыков-Щедрин говорит о негативной стороне, неразвитости народа, его исторической недееспособности.

Сатирик пытается объяснить причины покорности, начальстволюбия, равнодушия к своей судьбе. На сознание народа многие века действовали жестокости правителей, а потому о действительно хороших свойствах не может быть и речи.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина