Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой

Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой При создании своего стихотворения “Пророк” Пушкин обращается к библейской легенде, изложенной в Ветхом Завете. Он использует 6 главу из книги пророка Исайи, в которой рассказывается о встрече земного человека с Богом и о преображении этого человека, превращении его в пророка. Герой библейской легенды оказывается у трона Господа, где в полной мере ощущает свою греховность. Однако серафим очищает его, прикасаясь к губам Исайи раскаленным углем. После этого герой

смог услышать голос Бога.

Исайа просит Господа дать возможность послужить ему – пойти к своему народу и произнести Его волю. В этот момент человек превращается в пророка – истолкователя божьей воли, предсказателя будущего. Исайа знает о том, что слова его не будут услышаны, потому что народ погряз в грехах. Однако его миссия заключается в том, чтобы, несмотря ни на что, нести слово Божье в надежде, что брошенное им семя прорастет. Ведь только при условии полного очищения народ израильский получит шанс возродиться, не исчезнуть с лица земли.

Как видим, в стихотворении Пушкина есть некоторые переклички с этой

легендой. Однако художник использует ее, чтобы развить другую тему – роли поэта и поэзии в жизни общества. По мнению Пушкина, поэт подобен пророку, цель и смысл его жизни – нести людям божественную истину, которая доступна лишь ему. Серафим, так же, как и в легенде, преображает героя – он открывает ему истинные, невидимые простому глазу, вещи.

Преображение поэта мучительно – Пушкин делает акцент на физических страданиях своего героя, однако без них невозможно избавление от духовных страданий, поиска смысла жизни . Цель библейского пророка была в том, чтобы нести слово очищения и преображения людям. Поэт Пушкина призван к другому – он должен “жечь сердца людей”. Что это значит?

Мне кажется, что поэт должен обнажать все пороки людей, показывать им их истинное лицо, их недостатки. И, тем самым, обрекать людей на наказание – муки совести, которого те вполне достойны. Напомним, что “Пророк” был создан Пушкиным в трудный для него период духовного кризиса – после разгрома декабристов, когда поэт разочаровался во власти и обществе. Можно сказать, что данное стихотворение – его ответ на страшные и несправедливые события, происходившие в то время.

Таким образом, в “Пророке” Пушкин опирается на библейскую легенду о превращении человека в пророка, однако развивает и значительно расширяет ее, раскрывая тему роли поэта в обществе, его высшей духовной миссии.




Дидактика как наука.
Сейчас вы читаете: Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой