Составление комментария
Интересной формой работы на уроке литературы может стать составление комментария. Для него я выбрал стихотворение Александра Кушнера «Когда бы град Петров стоял на Черном море».
Вернее, все было наоборот — стихотворение появилось сначала, заинтересовало, его захотелось принести в класс, обсудить с детьми. И вот тогда возникла мысль о комментарии. Многие стихотворения Кушнера насыщены культурно-историческими отсылками и литературными реминисценциями, их весело узнавать и разгадывать.
Комментарий позволит обобщить и оформить
Стихотворение можно прочитать после изучения «Медного Всадника», «Шинели», «Преступления и наказания» или любого другого «петербургского текста». Задание формулируем так: если бы вам пришлось публиковать это стихотворение в учебной хрестоматии, какие сноски вы сделали бы к тексту? Вариант : какие слова и словосочетания превратились бы при публикации в Интернете в гиперссылки и какую информацию получил бы читатель, пойдя по этим ссылкам?
Когда бы град Петров стоял на Черном море, Когда бы царь в слезах прорвался на Босфор, Мы жили б без тоски и холода во взоре, По милости
В каналах бы тогда плескались нереиды, Не так, как эта тварь в снегу и синяках, Не снились бы нам сны, не мучили обиды, И был бы здравый смысл в героях и богах. Когда бы град Петров с горы, как виноградник, Шпалерами сбегал к уступчатым волнам, Не идол бы взлетал над бездной, Медный Всадник Не мчался б, приземлясь, по трупам, по телам.
Тогда б ни топора под мышкой, ни шинели, Венеция б в веках подругой нам была, Лазурные бы сны под веками пестрели, Геракловы столпы, Икаровы крыла.
Комментировать здесь можно многое. Начнем с Историко-культурных реалий : град Петров — интересно заметить инверсию и старославянизм и подумать о возникающем эффекте; Босфор — не забыть о попытках Петра сначала «прорваться» на юг; Венеция, Геракловы столпы и т. п. Последний пример ведет за собой пласт Мифологических образов И аллюзий : нереиды; Икаровы крыла. Стоит вспомнить и о словах и выражениях, значение которых может быть неясно для читателя: шпалеры, попасть в фавор.
Отдельный раздел комментария составят Литературные отсылки и реминисценции : Медный Всадник ; топор под мышкой , шинель . Слова не снились бы нам сны вполне могут повести за собой обзор горячечных снов русской литературы. Скачка всадника по трупам, по телам может вызвать на разговор о судьбах человека в тоталитарном государстве.
Интересно, что в комментарии может попасть и маленькая частичка бы. Ведь все стихотворение говорит о нереализованном пути русской истории, о том, что было бы, если бы. Петербург на юге — какая возможность изменить весь наш образ жизни, весь менталитет!
Есть два образа, которые остаются здесь загадочными или не совсем понятными: царь в слезах и тварь в снегу и синяках. О них сам А. Кушнер пишет так: «Царь в слезах, наверное, потому, что море было его пламенной, какой-то даже детской мечтой, и еще он в моем представлении был горяч и искренен, вспыльчив, порывист и восторжен . А тварь в снегу и синяках — это невская вода, которая зимой в каналах так ужасна, вперемешку со льдом и мусором. Кроме того, для меня эта тварь связана с мандельштамовскими стихами: «Но, как медуза, невская волна // Мне отвращенье легкое внушает…» «.
Заметим тогда, что нереиды в каналах южного города символизируют воду морскую. В каналах же Петербурга течет не морская вода, а речная или даже болотная. Получается, что царь, рвясь к морю, вырвался… к болоту, «тьме лесов и топи блат» .
Возникает вопрос: почему один из «самых петербургских» поэтов пишет о своем родном городе именно так? Он что, его не любит? Или стихи эти созданы в минуты отчаяния? Ответы здесь могут быть разные.
В том числе и такой: если бы Петербург был основан на юге, то, возможно, мы все стали бы какими-то другими, более светлыми и радостными — но тогда бы у нас не было нашей истории и нашей литературы, таких, какие мы знаем. И заманчиво попробовать , и страшно утерять то, что есть . Может быть, стихотворение Кушнера и об этом?