Тема любви в прозе А. И. Куприна

Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники? А. И. Куприн.

Гранатовый браслет. Любовь — одно из самых прекрасных чувств, которое способен испытывать человек. Любовь разнообразна и многостороння, на ней держится мир и человек.

Недаром в самой мудрой книге всех времен и народов — Библии — сказано, что Бог — это любовь. Одним из многочисленных проявлений это чувства является любовь мужчины и женщины. Сколько

прекрасных произведений искусства посвящены ей! Эта любовь способна принести необыкновенное счастье, но и может доставить самую сильную в мире боль…

В русской литературе 20 века выделяются произведения А. И Куприна, посвященные этой теме. Писатель по-своему оценивал любовь, можно сказать, что у него был особый взгляд, своя философия этого чувства. Куприн считал любовь самым ценным, самым высоким и светлым чувством, ради которого только стоит жить на этой земле.

Но, к глубокому сожалению писателя, в современном ему мире, развращенным цивилизацией и материальными ценностями, люди забывают о любви, становятся

неспособными оценить это чувство по достоинству. Именно поэтому, считал Куприн, среди его современников было так много несчастливых людей… Лишь единицы в произведениях писателя способны на настоящую любовь. Среди них — поручик Ромашов из повести «Поединок».

Этот романтичный юноша живет, во многом, в мире своих иллюзий. Он еще только познает этот мир, его жестокие законы и правила. Ромашов попадает в армейскую среду, где царят жестокость, тупость, косность, где уничтожается все живое как ненужное и опасное.

Молодой герой влюбляется в жену поручика Николаева — Александру Петровну, Шурочку, как он ее называет. Ромашов боготворит эту женщину, не замечая ее недостатков. Он считает Шурочку идеалом, тогда как она лишь играется с молодым поклонником, удовлетворяя свои амбиции.

Шурочка всеми силами стремится попасть в столицу, вырваться из убогой атмосферы провинциальной армейской жизни. И чтобы добиться своей цели, она пойдет на все, не будет считаться ни с чьими чувствами. Ромашов же этого не видит. Он, заблуждаясь, считает, что сможет уехать с Шурочкой, быть с ней рядом и быть счастливым. Но на деле все оказывается не так.

Шурочка становится виновницей дуэли между Георгием Ромашовым и поручиком Николаевым. Молодой герой погибает, проиграв поединок в любви и жизни. Его любовные чувства остаются без ответа, непонятыми и неоцененными. В мире, где правят материальные амбиции, выгода и корысть, нет места настоящей любви. Это подтверждает и судьба героини другого рассказа Куприна — «Олеся».

Эта девушка выросла вдали от цивилизации и не была подвержена ее разлагающему, по мнению писателя, влиянию. Олеся умеет сильно, страстно и самозабвенно любить, полностью отдаваясь своему чувству, посвящая всю себя любимому человеку. Жаль только, что объектом ее любви стал слабовольный и эгоистичный человек, дитя своего времени. Ради любимого человека девушка пошла в церковь, хотя не была христианкой, больше того, считалась в деревне ведьмой. Олеся не только переступила через свои убеждения, но и поборола в себе страх.

Она мужественно вынесла побои — полесские девушки забросали ее камнями, чуть не забив до смерти. Но Олеся вынесла все, потому что знала, что делает это ради любимого. Но также она знала, что им не быть вместе — слишком разными людьми были героиня и ее возлюбленный: «… не хочет судьба нашего с тобой счастья… А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы?» Даже расставаясь с рассказчиком, Олеся больше всего интересуется счастьем любимого человека. Она, избитая и израненная, спрашивает, хорошо ли ему было с нею, был ли он счастлив.

Герой способен оценить всю мощь натуры этой девушки, силу и чистоту ее чувства, но «дотянуться» до нее ему не под силу. Из-за угроз местных жителей Олеся вместе со своей бабушкой покидают деревню, оставляя на память рассказчику лишь нитку красных бус — «единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви». Куприн не видит настоящего чувства в современном ему мире.

Но он уверен, что раньше такая любовь существовала. Подтверждение тому мы находим в рассказе «Суламифь», который стал настоящим гимном любви. Чувство, которое испытывают царь Соломон и его возлюбленная Суламифь, подобно песне, прекрасному ювелирному изделию, красивейшей картине. Соломон не побоялся взять в жены простую девушку, Суламифь готова была пойти за своим мужем на край света…

Но недолго длилось счастье героев — слишком большую зависть вызывает настоящее чувство. Злопамятная царица Астис приказывает убить Суламифь, и девушка погибает от удара ножа в самое сердце. Но и в предсмертной агонии она не перестает любить и благодарить своего Соломона за то, что он был рядом с нею: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику. Дай мне поцеловать твои руки, не отнимай их от моего рта до тех пор, пока последнее дыхание не отлетит от меня. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня».

Таким образом, можно сказать, что в произведениях Куприна о любви звучит тоска по настоящему чувству, которое осталось в далеком прошлом. Современные писателю люди разучились испытывать настоящие чувства, их заменили эгоизм, слабость, погоня за материальным. Но и этих сердцах все так же живет потребность любить, потому что в этом сущность человеческой души. Надо лишь напомнить, пробудить, рассказать, как это прекрасно — любить и быть любимым.

Именно в этом, как мне кажется, Куприн и видит цель своих произведений.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема любви в прозе А. И. Куприна