Что шепчет нам осенний лес
М. Пришвин — классик русской литературы 20 века. В его произведениях огромную роль играет родная природа. Героями творений Пришвина становятся не только люди, но и птицы, животные. Читая рассказы этого писателя, удивляешься его наблюдательности, доброте, силе сердечного участия в мире всего живого. «Кладовая солнца» — сказка-быль.
Ее герои — маленькие сироты Настя и Митроша. Они живут совсем взрослой жизнью, но не утратили способность воспринимать мир по-детски, верить в чудеса. Поэтому они понимают, что каждая травинка в лесу,
Они хотят найти заветную поляну, которая «вся красная, как кровь, от одной клюквы». Во время трудного пути на Блудово болото дети вспоминают, как отец учил их всматриваться в окружающую природу, понимать речь животных, ненавидеть исконного крестьянского врага — волка. Пришвин говорит нам, что лес — это живое существо.
Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте». При
Он рассказывает о строении болота, его происхождении. Блудово болото было когда-то самым настоящим морем, а теперь оно состоит из топей и холмов. Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой». Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они — тоже ее часть.
Вот на куст села птичка. Все ее перышки дрожат от напряжения — она стремится сказать какое-то слово, но не может. Ей вторит бекас — «небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька». Он раскатывается в воздухе «диким барашком».
Где-то рядом «жив, жив!» кричит кулик кроншнеп, чуть поодаль тетерев бормочет и чуфыркает, белая куропатка хохочет, как ведьма. В одном приветственном возгласе сливаются голоса зайца, водяной выпи, журавлей. Вся природа радуется наступлению нового дня: «И вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась, и небо засветилось, и все деревья запахли корой своей и почками». Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов.
Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Даже волк в это время вылез из своего логова: «Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл».
Но все было напрасно. Сказка-быль М. М. Пришвина заканчивается хорошо. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. В борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. Ну а Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате.
Она «еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках». Голодный Митраша и уставшая Настя встретились уже под вечер. Они продолжили свой путь вместе, как уже двести лет «живут» вместе на Блудовом болоте ель и сосна. Книга рассказов Пришвина «Лесная капель» также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т. д. Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Так заведено свыше, что рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу — значит любить свою родину.