Классный час на тему: «Толерантная личность» для учащихся 9 класса
Краевое государственное бюджетное специальное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная общеобразовательная школа — интернат VIII вида»
Классный час на тему:
«Толерантная личность»
Для учащихся 9 класса
Составитель Симахина Людмила Васильевна,
Тема: «Толерантная личность»
Цели:
Образовательные:
1. Рассмотреть различные точки зрения на содержание понятия «толерантность»; провести их сравнительный анализ.
2.
3. Провести сравнительный анализ психологических особенностей и признаков толерантной и интолерантной личностей;
4. Показать значимость толерантности личности для построения взаимоотношений с другими личностями и социальными группами.
Развивающие:
1. Продолжить развивать у учеников логическое мышление .
2. Продолжить формировать у учеников умение логически верно и грамотно высказывать свои мысли, выстраивать свою речь.
3. Продолжить формировать умение обобщать .
Воспитательные:
1. Продолжить формировать терпимое
2. Продолжить формировать чувство патриотизма .
3. Продолжить осуществление деятельности по сплочению коллектива .
Форма проведения : классный час .
Продолжительность мероприятия : 40 мин.
Основной этап.
Перед мероприятием оформляется доска; специального задания для класса накануне мероприятия не требуется.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о толерантной личности: в чем заключаются ее психологические особенности, и каждого ли человека мы можем назвать толерантной личностью.
Наш разговор актуален еще и потому, что термин «толерантность» сейчас используется очень широко, однако не каждый человек может сказать однозначно, что он означает. К тому же разные исследователи и источники так же дают разные толкования термина. Поэтому, мы проанализируем различные точки зрения для того, чтобы сформировать свою.
Ребята, а как вы понимаете содержание понятия «толерантность»?
Ученики: высказываются.
Воспитатель . Для того, что бы свести воедино все мнения, для начала необходимо разобраться с происхождением и значением основных терминов темы.
Итак, слово «толерантность» происходит из древнего и на сегодняшний день мертвого языка — латинского. Tolerantia в переводе на русский означает терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо. Интересно, что в таком виде слово перешло во многие языки мира и сохранило свое первоначальное значение. Так, в английском языке в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском — «уважение свободы другого, его образа жизни, поведения, политических и религиозных взглядов».
По-китайски быть толерантным значит, «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». У арабов толерантность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благородность, терпение, выносливость, готовность к примирению»1.
Если обратиться к русскому языку, то слова «толерантность» именно в первоначальном его звучании, в нем нет, однако, что оно означает в переводе, нам известно. Без сомнений, русский язык — один из самых богатых в мире и подобрать аналогичное по смыслу слово любому слову иностранному не является затруднением. Поэтому будем использовать слово из русского языка — «терпимость», однако, о первоначальном термине вы так же должны знать и учитывать и его повсеместное использование.
Для большей ясности, следует разобрать и значение слова «терпение». Словарь русского языка С. И. Ожегова говорит, что «терпимый» — такой, с которым можно смириться, умеющий без вражды относиться к чужому мнению2. Таким образом, ясно, что значение слов «толерантность» и «терпимость» идентичны.
Теперь рассмотрим содержание понятия «толерантность». Один из источников говорит, что толерантность — это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям3. Другой источник определяет толерантность как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувств неприятия, вызванного всем тем, что знаменуется в другом иное4.
Давайте обсудим содержание этих понятий. Что, на ваш взгляд, в их содержании одинаковое, а что различное?
Ученики: высказываются.
Воспитатель: . Во втором варианте содержания понятия подразумевается интеллектуальный компонент, который связан с человеческой волей. То есть, человек осознанно принимает все то, другое, что отличает других от него самого. В этом случае человек умеет контролировать свои чувства и эмоции, постоянно совершенствуется, занимаясь самовоспитанием.
При этом подавление чувств неприятия, о котором говорится во втором понятии, не должно противоречить реальным внутренним убеждениям человека, то есть, подавляя неприязнь, он не должен совершать своеобразное насилии над собой. Подавление должно происходить исходя из действительных внутренних убеждений человека.
Теперь, когда нам известно содержание понятия «толерантность», мы может поговорить о толерантной личности, о терпимой личности. Как вы думаете, каким образом, мы можем понять психологические особенности толерантной личности?
Ученики: высказываются.
Воспитатель: . Нередко понять смысл одного явления или особенности можно через анализ ее противоположности. В нашем случае это вариант абсолютно уместен.
Понять, что такое терпимая личность, можно через ее противоположность — личность нетерпимую. Нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость — не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает и поступает иначе.
Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует. Мир нетерпимого человека ограничен его собственными мыслями и переживаниями, он склонен считать, что происходящие события от него не зависят. Терпимые люди, напротив, уверены, что их судьба в их руках.
Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, относясь критично к себе, не спешат во всех бедах винить окружающих.
Нетерпимые личности делят мир на черный и белый. Для них есть только плохие и хорошие люди и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему-то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо — нет. Терпимый человек напротив, принимает мир во всем его многообразии и готов понять иную точку зрения.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важнейший признак терпимой личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувство превосходства над другими. Терпимый человек чаще чувствует себя в безопасности.
Он склонен доверять окружающему миру.
Итак, мы можем сказать, что есть два пути развития личности. Нетерпимый путь чаще связан с представлениями о собственной исключительности, со склонностью переносить ответственность за свои беды на окружающих. Другой путь — путь человека более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других.
Позитивное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом.
Ребята, что вы думаете о значении такого качества как толерантность или терпимость личности для самой этой личности и для общества?
Ученики: высказываются.
Воспитатель: . Не требует доказательства тот факт, что эгоистическая нетерпимость по отношению к окружающим, в какой бы мере она не проявлялась, каким бы доводами не оправдывалась, действует только разрушительно на личность и как следствие на ее отношения с обществом.
Ведь, что бы мы ни говорили, но во многом мы очень похожи. Давайте убедимся в этом на простом примере, проведем следующее упражнение. По цепочке говорим такие слова и указываем на определенного человека: «Я такой же, как ты, …, потому что… «.
Начинаем с меня: «Я такая же, как ты, Ксюша, потому что у нас обеих светлые волосы».
Итак, сегодня мы говорили о толерантной личности: что значит быть толерантным или терпимым и вообще, какое значение имеет терпимость личности для нее и общества. Надеюсь, наша беседа поможет нам всем задуматься об особенностях собственного характера, своего «Я» и мы еще активнее будем стремиться ладить между собой, чтобы «Мы» не подавляли «Я» и «Ты».
На этом наша сегодняшняя встреча окончена. Всем спасибо! Всего хорошего!