Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Море»
Стихотворение В. А. Жуковского «Море» выполнено в традициях излюбленного поэтами-романтиками жанра — элегии. Элегия в переводе с греческого — жалобная песня; возникла в Греции в седьмом веке до нашей эры. Расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского. Элегии свойственны грустные, тревожные мотивы. «Море» Жуковского в композиционном отношении представляет собой большой, пространный монолог, с которым лирический герой обращается к морю
Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволя Далекое, светлое небо к себе? Рисуя море, поэт использует прием олицетворения: море — живое существо, наделенное даром думать, дышать, грустить и даже любить!
Ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Море в стихотворении Жуковского — разное. В покойные дни, подчиняясь «далекому, светлому небу»,
Мне кажется, поэт имеет в виду не просто своеобразие природы, в которой все взаимосвязано. Так, непогода, ветер, ураган, естественно, влекут за собой шторм на море, волнуют его, превращая в мятежное, полное тревоги. Сохраняя верность приему олицетворения, положенному в основу стихотворения, поэт продолжает иметь в виду и человеческие взаимоотношения: море, как живое существо, не принадлежит к числу тех, кто эгоистически подчиняется только своим желаниям, своим чаяниям, любит только себя, живет только своими интересами.
Море не просто живое существо, которое дышит, радуется и сердится, безмятежно или полно тревоги, оно способно быть привязанным к родному существу, любить. Ты, небом волнуясь, дрожишь за него, — говорит поэт. Любоваться любимым существом и тревожиться за него — как это свойственно человеку!
Лексический состав стихотворения представлен торжественной, высокой, книжной лексикой. Величие и мощь моря В. А. Жуковский стремится нарисовать, используя слова и выражения, взятые из арсенала возвышенной лексики: «необъятное лоно», «светозарная лазурь», «блещешь звездами», «враждебная мгла», «вздымаешь, сладостный блеск», «сбираешься», «бездна покойная». Обращают на себя внимание яркие, образные эпитеты — море — «безмолвное», «лазурное». Поэт использует разные литературные приемы.
Это лексическая анафора: Ты живо, ты дышишь. Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью. Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу. Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Это прием градации, придающий стихотворению выразительность и убедительность: «бьешься»- «воешь» — «подъемлешь»- «рвешь»- «терзаешь»; «ты живо» — «ты дышишь» — «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты..» Следует отметить прием аллитерации: Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его.
Итак, в основу стихотворения положен прием олицетворения. Очеловечивание моря происходит благодаря обращению к нему лирического героя как к живому существу; наделению его человеческими чертами и свойствами; а также динамикой, движением. Пейзажная зарисовка, выполненная поэтом, весьма своеобразна: с одной стороны, создается ощущение, что автор стихотворения подобен живописцу, рисовавшему море, а с другой — лирический герой, при помощи воображения, вспоминает и рисует разное море, представляет, каким бы оно бывает в непогоду, каким — в покойные, солнечные дни.