Революционный реализм В. В. Маяковского
Я — ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный… В. Маяковский Известно, что тяготение Маяковского к популярному в 20-е годы модернизму некоторое время не позволяло ему развернуться во всю ширь своего таланта. Ему было уже неинтересно только экспериментировать над словом. «Нам слово нужно для жизни, — писал он, — мы не признаем бесполезного искусства».
Несмотря на некоторую затемненность поэтической мысли,-уже поэма «Владимир Ильич Ленин», а особенно последовавшие за ней произведения «Облако в штанах»,
Главное, что определило пафос творчества Маяковского, Горький назвал точно: поэт «ищет слияния с народными массами». Начиная с «Облака в штанах», творчество Маяковского все заметнее приближается к магистральному
Все по станкам, по конторам, по шахтам братья. Мы все на Земле солдаты одной, жизнь созидающей рати. Всего за полгода до революции написаны эти яркие строки, и уже из них ясно, какую позицию займет поэт в решающий поворот истории. «О, четырежды славься, благословенная!» — такими словами встретил Маяковский Октябрьскую революцию. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф» — эти первые образцы социалистического искусства подкупают искренностью, глубокой верой в прекрасное будущее. Маяковский, как и прежде, романтик, но теперь он романтик утверждения.
Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше Слово, Товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним. Левой! Левой! Левой!
Особенно ярко выразилась эта особенность творчества поэта в поэме «Хорошо!». Установка на героику будней подсказала ему свои способы повествования. Один из принципов он сформулировал так: «Героически просто, как наше сегодня».
Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети строфа! Воспаленной губой припади и попей из реки по имени — Факт.
События революции и послеоктябрьской истории страны служат основой большой идеи. В частности, идеи возникновения нового, дотоле неизвестного человечеству государства. Оно еще очень молодо, отечество трудового народа. Об этом напоминают неназойливо вкрапленные в ткань поэмы ассоциации с юностью, молодостью . Реализм поэмы — это реализм утверждения действительного мира, прекрасного и справедливого. Радость прет.
Не для вас уделить ли нам?! Жизнь прекрасна и удивительна. Сейчас многим увлечение Маяковского революционными мотивами может показаться наивным, но: Я сам себя смирял, становясь на горло собственной песни!
Да, он верил в новый строй, в коммунистический идеал. Да и как иначе?! Он был революционером с малолетства, сидел в тюрьме. Он был абсолютно уверен в справедливости марксистской философии.
Он гордился тем, что: Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек. Маяковский вошел в мировую литературу не только автором поэтической школы, но и зачинателем революционной поэтики, которая стала неотъемлемой частью новой социалистической цивилизации. Умножая сокровища русской речи, он творил советскую поэзию, будучи убежден, что это и есть путь к интернациональному единству.