Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
Исследование русского характера — вот основная тема творчества А. Солженицына, которая развивалась в произведениях писателя конца 50 — начала 60-х годов. В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный хaрактер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия.
Однако она смогла устоять среди этого зла как добрый, бескорыстный человек, готовый помочь любому, и ничего не требуя взамен. Осуждаемая всем миром , Матрена живет
В чем суть праведности героини? Мне кажется, что в жизни не по лжи. Матрена реализует себя в самых что ни на есть обыденных, бытовых ситуациях. Она испытывает на себе все тяготы советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Рассказчик так описывает ее положение: «Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти…, а поселковый — к северу, час ходьбы.
Каждая проходка — день». Два месяца ходила
В этом-то и открывается святость Матрены Васильевны — в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности. Матрена — праведница эпохи «сплошной коллективизации». В том, что этот тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда на духовное выживание народа, по Солженицыну. Умение жить в ладу со всем окружающим миром отличает героиню от других людей.
И Матренины фикусы , и колченогая кошка, мыши и тараканы — все они, населяющие избу героини, — часть доброго мира. Автор подчеркивает, что даже шорох тараканов не раздражал рассказчика, «ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи. Шуршанье их — была их жизнь». «Их жизнь», и жизнь других обитателей, и «живая толпа» растений, и бытие Матрены — единый мир. Это мир незлой, нелживый, слаженный — Божий мир.
Без сомнения, в образе Матрены сильно проявляется сильная православная традиция. Солженицын писал, что она «скорей была… язычница, брали в ней верх суеверия». Но были и «святой угол в чистой избе, и «иконка Николая Угодника», и «дело всякое начинала «с Богом!». Главное, что сказано о героине после ее смерти: «Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…» Отношения Матрены с окружающими людьми достигают трагического «непонимания»: воду святую в церкви украли, горницу при жизни разобрали и вслед «гробу» осудили — жила не как все. «Утратили Бога в душе — вот где причина всех бед», — считает Солженицын.
А Матрена «с Богом» жила. Матрена остается праведницей до последних дней своей жизни. Пытаясь восстановить «лад» общей жизни, она помогает разбирать «по ребрышкам» свой дом, который был очень дорог ее сердцу, и перевозить его в Черусти. В минуты опасности Матрена думает не о себе, а о том, что «так любит»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол «. Таким образом, жизнь Матрены является не только символом праведности, но и подтверждением исконно доброй сущности национального характера.
Это дает основание рассказчику для завершающего обобщения, выводящего повествование из глубины «нутряной России» на просторы «всей земли нашей». Вся она «стоит» на правде, скрытой, непонятной, кажущейся глупой и смешной, но единственно важной в ее исторической судьбе. Рассказ завершает народная мудрость, которая становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».