Картины народной жизни в романе
Быстро уходит в невозвратное прошлое жизнь коми деревни и ее жителей. В нашей республике не сохранилось ни одного населенного пункта в его первозданном виде. Облик современных сел — это отражение тех перемен, которые произошли с изменением уклада жизни крестьянства. В дома давно вошли паровое отопление, газ, электричество, современная мебель, положившие отпечатки на сельские застройки, архитектуру, а значит, их быт, нравы, культуру.
Многоэтажные жилые корпуса, коттеджи, культурный и торговый центр в современном исполнении из бетона
И эти преобразования неизбежны. Тоска по старине, по старому укладу размеренной жизни иногда гложет сердце старого сельского жителя, где бы он ни был: в городе ли, в изменившемся селе… Не хочется, чтобы все старое забывалось. И вот уже возрождаются музеи.
Старшему
Юхнин показал, каков истинный коми крестьянин с его национальным характером. Вместе с героями этого произведения мы оказываемся в старинном селе, которому писатель дает очень характерное название Важгорт, что по-русски означает Старый дом. Это коми название, а поэтому сел с таким названием много, «Село Важгорт протянулось длинной цепочкой по вершине пологого косогорья, обращенного на юг.
Внизу несла свои воды судоходная река, дугообразная пойма которой плавно огибала косогор. Тому, кто смотрел на село с противоположного берега, дома казались нанизанными на одну нитку бусами, окаймляющими поля, что раскинулись по склону». Это типичное описание коми села. Коми расселялись по берегам рек, которые были и дорогою, и средством пропитания. Все села обращены на юг, строятся на южной стороне косогоров.
Коми село — это обычно одна длинная улица, связанная с рекой и солнцем. Очень интересно расположение домов. Как правило, на самом высоком месте строились церкви, и с реки они были видны. Колокольный звон с этого места был слышен очень далеко. Он звал людей на большие праздники, извещал о бедах.
Вокруг церкви строили свои дома служители церкви, богатые люди, а также располагались школа, больница. В. Юхнин крестьянские избы сравнивает с бусинками: «одни мелкие и серенькие» — дома бедняков, «другие покрупнее и посветлее» — принадлежат крестьянам среднего достатка, «третьи — еще крупнее, крашеные — белые и желтые» — в них живут богачи типа Сирвойтовых. Вместе с автором посетим жилище коми крестьянина: «Изба Ошлаповых внутри ничем не отличалась от соседних. Из сеней сначала попадешь под полати. Большую половину этой части избы занимает русская печь, сбитая из глины.
По бокам, вымазанным белой глиной, припечки, где обычно, сушатся портянки и рукавицы, рабочая одежда. В переднем углу, под божницей — стол. Над окнами длинные полки, лавки, расположенные вдоль стен». Описывая крестьянскую избу, писатель останавливается на жизненно важных деталях ее интерьера: большая русская печь и полати.
У В. Юхнина печь глинобитная, позднее такие печи делались из кирпичей. Печь — это родной очаг, она кормила, обогревала, лечила. Вся крестьянская еда готовилась только в печке, здесь же готовили корм и для скотины.
Поэтому печь должна была быть большой, от нее и тепла в холодную зимнюю пору побольше. Печка всегда была особой заботой хозяйки, так как служила еще и украшением в крестьянской избе. Вторая важная деталь интерьера — полати. Это как бы второй этаж при входе в жилое помещение из сеней. Между потолком и полатями высота не более метра.
Вся жизнь крестьянской семьи проходила в одной комнате, редко в двух. Полати делались с целью увеличения площади, предназначенной для отдыха и сна. На полатях можно было отдохнуть в дневное время; в праздники дети устраивались там и наблюдали за весельем; на полатях «сумерничали», рассказывали сказки, небылицы, байки. Именно здесь рождались самобытные произведения коми устного народного творчества.
Вчитываясь в страницы романа, мы можем дополнить описание крестьянской избы еще такой деталью: полы обычно были не крашены. К праздникам они скоблились до снежной белизны, как это делала Марфа. В селе были и другие дома — дома богачей. Они отличались от крестьянских тем, что были крупные, крашеные: «здесь все было выкрашено — пол, лавки, брусья под полатями.
Стены оклеены обоями в синий цветочек. Предпечье закрыто от постороннего глаза шкафом и ситцевой занавеской. На стенах картины». В этом доме тоже были полати, но они только для традиции, тяготенье к крестьянскому быту.
Недостатка в жилой площади не было, так как дом был двухэтажный. И краски, и ситцевые занавески могли позволить себе только такие, как Сирвойтовых. Половина жизни у коми крестьянина связана с охотой. В ряде мест это основной промысел, который приносил доходы — деньги.
Жизнь в охотничьей избушке должна была обеспечить охотнику отдых после тяжелого дневного труда, восстановить силы, сделать запасы на будущее. Вот почему так продумано до мелочей все в обустройстве охотничьей избушки. Если бы забрел сюда человек, он смог бы подкрепиться и отдохнуть. Недалеко от избушки, почти в лесной чаще, было хранилище для хлеба, соли, мяса убитых зверей, дичи, а также для всяких охотничьих припасов.
Это была своего рода кладовая, только сооруженная на высоких столбах, чтобы не могли проникнуть туда ни мышь, ни медведь, никакая тварь — ни ползающая, ни летающая. Вчитываясь в страницы романа, заинтересовало нас такое предложение: «За столбами у крыльца, там, где начинался сарай, у стены стояли березовые кряжи — на лучину». Автор обращает наше внимание на то, что основным источником света у крестьян была лучина, которую заготавливали на всю зиму. В каждом доме имелся светец, т. е. подставка под лучину.
Жизнь народа, его культура отражается и в одежде. В. Юхнин немного рассказывал о деталях одежды. Но из романа мы узнаем, что коми женщины редко носили платья. На купчихе кашемировый сарафан и шелковая кофта — она это может себе позволить.
Есть праздничный наряд и Марфы, который она надевает по праздникам и в церковь. Необходимо отметить, что сарафан, кофта, головной убор типичны и для русских женщин. Отличают их украшения, которыми дополняется сарафан, кофта, пояс: вышивки, кружева, различные орнаменты, фасон. Коми женщина на людях редко появлялась простоволосая. На голове купчихи — кокошник, богатый женский убор, на крестьянке — пестрый платок.
Дореволюционная деревня имела тесные связи с городом. Поэтому влияние города сказывалось на мужской одежде: сапоги, пиджак, картуз, обычная одежда городского рабочего человека, легко перенималась крестьянской молодежью. Рабочая одежда коми крестьянина носила отпечаток трудовой деятельности.
Охотник на охоту не мог пойти в картузе, пиджаке и обычных сапогах. Для охоты была специальная одежда. Войлочные шляпы, домотканые сукманы, плечи которых обшиты кожей, кожаные пимы. Так были одеты Михаил и Илья во время охоты. Одежда для девушки и парня много значила, из-за нее подряжались на работу, зарабатывали деньги.
Многие стеснялись ходить на гуляния до тех пор, пока не заведут соответствующую праздничную одежду. Говоря о крестьянской жизни, нельзя не сказать и об особенностях коми национальной кухни, которые объясняются климатическими условиями, связью с внешней средой, урожаями или неурожаями и нравственно — бытовым укладом народа. Коми крестьянин — это земледелец и охотник, то есть человек, связанный с родной природой. Свой хлеб, своя картошка!
Значительное место занимают овощи: брюква, капуста, репа. Современные сельские жители выращивают другие овощи: морковь, помидоры, свеклу, огурцы, кабачки и т. д. Лес в жизни коми народа — важный источник питания. Это он давал еду и лакомство. Сбором ягод и грибов занимались в основном женщины и делали запасы на всю зиму. Соперничали с ними и мужчины: «Котомку за котомкой тащили с дичью, возвращаясь с лесной тропы».
В реках ловилась рыба. Очень часто бывали неурожайные годы, когда не вызревал хлеб, ранние заморозки сводили на нет все усилия крестьян в земледелии. В романе показано, что большинство крестьян стоически переносят голод, извлекают из окружающей природы все, чтобы продержаться, сохранить скот и семена: рыба, съедобные травы и пихтовая кора — кач. Крестьянский стол целиком «вырастал» на том, что росло на вспаханной полосе земли, что родилось в лесу и в воде.
Праздники очень влияли на характер еды. Как правило, к празднику готовили пиво, сваренное из солода, не хмельное. Праздничный стол был богат дарами земли, леса, воды, приготовленными умелыми руками хозяйки. Здесь и печеные изделия, и жареные, и вареные.
Молоко было в большом почете у коми народа. «На праздничный стол Марфа выставила молоко с морошкой, с малиной, молочный кисель». Есть очень интересная деталь в описании и подготовке к праздникам — «…Сколько недель ложки молока не хлебнули — все масло копили». В старину молоко хлебали ложками из общей чашки. О высокой культуре народа говорит такой факт, что в праздники старались не напиваться, готовили нехмельное пиво, вино подавали в маленьких рюмочках, стол накрывали обязательно белой скатертью. В коми деревне в праздники в дом могли зайти, кроме званых гостей, соседи, нищие, проезжие и т. д. Было принято угощать всех, кто бы ни зашел в дом в праздничный день.
Гостеприимство — одно из качеств коми национального характера. Церковь широко пропагандировала пост, нарушение его считалось большим грехом. Глубоко верующий коми народ редко нарушал христианские заветы, только исключительные случаи заставляли его отступиться от нравственно — этических норм: «Бог в грех не поставит, хоть нынче и пост. Не за себя, из — за ребенка на душу грех возьму», — испуганно решила про себя Марфа.
Ожидание ребенка в коми семье было большим событием. Поэтому В. Юхнин позволяет своей любимой героине Марфе взять на себя грех и дать молока жене сына Михаила — Кате. Чтобы полнее показать народный характер в его обобщенном виде, автор в своем романе не обходит стороной народные обычаи, обряды и нравы коми села. В главе «День покрова — охотничий праздник» подробно описывается престольный праздник в селе.
Праздники отмечались богатым угощением, гостеприимством. Во время праздников после чарки вина расковываются крестьянские души, какой талант таится в загрубелых от тяжелого труда мужиках и бабах. А пели — то как! Перед нами многоголосый хор.
Где крестьяне так научились петь? Песня обычно сопровождает весь крестьянский труд, она помогает в нелегкой женской доле и непосильной мужской работе. Ни один праздник не обходится без плясок, без музыки.
Удаль, талант, широкая душа, умение веселиться и радоваться жизни — все передано было в танце Аксиньи и подхвативших ее мужиков, участников праздника. Коми сельский праздник, начавшись с застолья, переходил на улицу. Одни отплясывали кадриль, другие пели, третьи просто дурачились и грызли кедровые орешки. Ни один праздник не обходился также без бытовых сцен, в которых полнее раскрывался народный характер. Например, состязание двух силачей, Мирона и Петрована.
Показ силы принародно мог обернуться и дракой. Самый драматизированный обряд — свадьба. Автор подмечает все: и выбор невесты, и сватовство, девичник и девичьи причитания, и свадебный пир. Родители смотрели на свадьбу как на продолжение жизни, самое обыденное дело. А для этого нужен был достаток, приданое, а больше всего умение работать.
Вмешательство родителей часто оборачивалось трагедией для девушки — невесты. Писатель через судьбы своих героинь выражает свое отношение к обряду выбора невест: одобряет Веру и Илью, жалеет Марфу, понимает ту необходимость, с которой соглашается Михаил и Катя. На свадебном пиру всегда много народу.
Пир шел горой. Дружки веселили народ, традиционные «горько» заставляли краснеть юношу и девушку. Характерной особенностью быта коми народа были посиделки. Не имея Домов культуры, клубов, в осенне — зимние вечера молодежь собиралась на посиделки в одном из домов села.
На посиделки пускали одинокие пожилые люди, или же собирались у тех молодых людей, чьи родители были в отъезде. Здесь встречались влюбленные, во время игр, пения и танцев выявлялись таланты. Девушки успевали в долгие зимние вечера спрясть все необходимое к свадьбе.
Это было продолжением их дневного труда. В праздничные дни на посиделки приносили угощенья. Искренне веселясь, молодежь черпала силы, которые нужны были для повседневного тяжелого труда. Автор еще описывает одну из сторон жизни крестьян — помочи.
Именно во время помочи родилась пословица: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось». Коллективный труд представлял возможность показывать свое мастерство, блеснуть силой, проявить остроумие, и, наконец, просто побыть на людях. Крестьяне совместно рубили избу, клали печи, строили плотины. В романе автор показал самые неприглядные работы — вывоз навоза — и увидел поэзию общего труда. (Законы и обычаи, которые складывались веками, не только долговечны, но и уважаемы народом. «Уходя, Марфа сунула в дверную скобу коромысло — всем людям знак, что в доме никого нет и постороннему соваться нечего». Не было воровства среди коми народа, и коромысло — только знак, что никого нет.
Народ жил по строгим правилам и законам. Вера боится принять от Ильи подарок — алую ленту. «Принять от парня подарок — значит признать его женихом, выбрать его на всю жизнь». В селе Важгорт, например, ревностно оберегали девичью честь. Презирали не только девушку, потерявшую честь, виновными оказывались и ее родители, а то и вся родня. » Живи, значит, как полагается девушке, а родители — учите своих дочерей».
Автор о своих героях рассказывает как об обычных людях, которым не чуждо ничто человеческое. Это простые люди, которые верят в нечистую силу, заговоры, гадания. Например, Михаил, испугавшись «нечистой силы» в лесной избушке, перекрестился и прошептал молитву. А Илья после борьбы с медведицей старается остановить кровь молитвой и заговором. Неисчерпаем родник романа » Алая лента», откуда современный читатель может почерпнуть сведения о коми народе, его характере, нравах, культуре и мастерстве.
В. Юхнину удалось в своем романе «Алая лента» показать не только жизнь коми крестьянства, но и его самобытный характер: трудолюбие, смелость, смекалку, талант, гостеприимство, приветливость, доверчивость, честность, они прирожденные земледельцы и охотники.