«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни…»
Когда много раз перечитываешь любимого писателя, то каждый раз находишь в нем что-нибудь новое. Чехов — именно тот писатель, которого я открываю для себя снова и снова. Его рассказы поражают своим психологизмом, несмотря на небольшой объем. Чехов очень просто и естественно умеет показать роль и воздействие окружающей среды на формирование характера и мировосприятия человека.
Чаще всего рассказы Чехова — о маленьких людях, обывателях разных сортов и рангов. Очень часто писатель обращается в своем творчестве к мелочам жизни. Так, рассказ
Извинится надо», — подумал Червяков и попросил у господина прощенья. Чехов рисует человека, который сконфузился совсем не потому, что причинил неудобства кому-то, а потому лишь, что чихнул на человека, который выше него по рангу, статусу. Но удивителен и комичен другой факт: Червяков не верит, что извинения были приняты генералом, и приходит
Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и попятился… Придя машинально домой, не снимая вещмундира, он лег на диван и…помер». Какая-то случайность и ничтожное преклонение пред чинами приводят человека к смерти. Даже фамилия героя говорящая — Червяков.
Перед нами возникает образ человека, который готов унизительно относится к себе, прогибаясь под вышестоящих чиновников. В рассказе «Толстый и тонкий» показывается случайная встреча двух друзей детства. Вначале, вспоминая детские годы, Тонкий доброжелательно посмеивается, издавая ностальгическое «хо — хо». Но, узнав о том, что его друг детства дослужился до тайного советника и имеет две звезды, «тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Трагизм ситуации в том, что теперь тонкий не видит в собеседнике старого друга, его больше всего волнует чин этого человека и его положение в обществе.
Междометия героя здесь окрашиваются подобострастным отношением к собеседнику: «Очень приятно — с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи — с! Хи-хи-с». Тема борьбы с пошлостью, с мещанством, с рабьей психологией пронизывало все творчество Чехова. Драматизм мелочей жизни раскрывается и в рассказе «Ионыч».
Здесь рассказывается об обмельчании человека, человеческой души. В начале рассказа доктор Старцев — молодой, думающий человек, личность образованная и сильная. Но вскоре все светлое и молодое заменится в душе доктора мелочным и ничтожным, он «стареет, полнеет, опускается». Главным развлечением доктора становится перебирание денежных бумажек.
А когда денег у Ионыча становится очень много, то он любит рассматривать дома, которые предназначены для торгов. Жизнь его бессмысленна и мелочна, основана на постоянном накопительстве. Чехов показывает, как «мелочи жизни» ведут к духовной деградации.
Рассказ «Крыжовник» показывает человека, который всю свою жизнь посвятил достижению одной лишь мечты: жить в собственном доме и есть свой крыжовник. Чтобы достичь задуманного, он готов ограничивать себя буквально во всем. Этоот герой даже женится на пожилой и непривлекательной женщине, которая вскоре умирает от полуголодного существования. И вот мечта его сбылась, но каким низким и отвратительно убогим предстает перед читателем этот мелкий чиновник!
Его жизнь также, как и жизнь Ионыча, не имеет смысла. В рассказе «Человек в футляре» Беликов «всегда, даже в галошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши…, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, а когда садился на извозчика, то приказывал поднять верх». На мой взгляд, важнее другое: у этого человека не только «футлярная» внешность, но и душа: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Я считаю, что образ учителя Беликова можно назвать воплощением страха перед жизнью, вольностью, свободой.
Этот герой олицетворяет собой то огромное количество ограничений, которое было выдумано человеком. Таким образом, у Чехова «положительные герои» в рассказах встречаются очень редко. В основном Чехов изображает торжество пошлости и мелочности, которые делают людей бездуховными и опустошенными.
Чехов высмеивает глупость, рабство, бесхарактерность и ограниченность людей.