Библейские мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Библия принадлежит всем, атеистам и верующим, равно. Это книга человечества».

«Основная тайна человечества — это «неустроенность человеческого духа», «непонимание своей души». Из-за этого «темные движения души».

Ф. М. Достоевский

Идеями христианства пронизано творчество многих писателей: Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, Ч. Айтматова, Л. Андреева, М. А. Булгакова. Нельзя понять философию жизни, нельзя разгадать «тайну человеческой души» без знания Библии. Ибо это книга о Добре и Зле, правде

и лжи, о том, как жить и как умирать.

Каждому человеку необходимо приобщение к Божественному смыслу бытия.

Высокий мир евангельской легенды об Иисусе Христе обрел под булгаковским пером черты неповторимой реальности. История становится современностью, потусторонний мир — действительностью. Булгаков окунает нас в сотворенный мир фантастического представления, которое оказывается самой высокой действительностью.

Мастер пишет Роман о ершалаимском мире, об Иешуа и Пилате, и действие созданного им романа соединяется с ходом современной московской жизни, где автор заканчивает свою земную жизнь, затравленный

гонителями. Уходит в потусторонний мир Мастер, чтобы там дождаться часа, когда современный мир обновится и будет нуждаться в его романе, в его мыслях. Уходит — чтобы обрести бессмертие и долгожданный покой.

Булгаков упорно преодолевает евангельские легенды от Марка, от Матфея, от Иоанна, от Луки. Он делает Библию ощутимо достоверной и несет в теплых ладонях проникновенно человеческое в ней.

Библейские мотивы — это извечные общечеловеческие истины. Каждый герой романа, как и каждый человек, находится в поиске истины. Что есть добро и зло? ложь и правда? трусость и отвага? пространство и время?

Что есть человек?

Особый интерес представляет роман Мастера — ершалаимский мир. «Шаркающей кавалерийской походкой в десять часов утра на балкон вышел шестой прокуратор Иудеи Понтий Пилат». При первом знакомстве с этим грозным человеком мы узнаем, что у него болит голова, что он ненавидит запах розового масла, что он любит свою собаку. Ему свойственны обыкновенные человеческие чувства и переживания. Невольно отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат затосковал: ему показалось, что он чего-то не договорил или чего-то не дослушал.

Иешуа считал, что все люди добрые, но некоторых испортили обстоятельства жизни. И Понтий Пилат и Крысобой, и Левий Матвей, и даже Иуда из Кириафа. Люди должны любить и верить, без этого все теряет смысл. «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей… нельзя же поместить всю свою привязанность в собаку…» . Диалог Иешуа и Пилата об Иуде гипнотизирует значительностью, каким-то тайным «вторым» смыслом. Прокуратор знает, что Иуда не «очень добрый и любознательный человек», Иуда предает Иешуа. Иешуа предчувствует беду, которая случится с Иудой, но ничего не знает о своей судьбе.

У него нет божественного всеведения, он человек беззащитный и хрупкий. Но до последней минуты Иешуа оставался добрым по — настоящему. Он никого не поучал. Он просит у палача не о смерти для товарища, а о простом человеческом: «Дай попить ему».

Что говорит Иешуа, умирая на кресте? «Иешуа, у которого бежала по боку узкой струей кровь, вдруг обвис, изменился в лице и произнес слово по-гречески: «Игемон». Почему «игемон»? Кто послал Иешуа на смерть как избавление от страданий? Понтий Пилат. И его обрекли на бессмертие.

Смерть-избавление, которая происходит во время грозы, послана Воландом, в ответ на богохульство и проклятия Левия Матфея.

Не менее интересны и поучительны события, происходящие в московском мире. Воланд со своей свитой являются из потустороннего мира в московский не случайно. На сеансе черной магии Воланд называет причину визита: «Меня интересует, изменились ли горожане внутренне?» Однако он убеждается, что люди остались прежними: злобными и завистливыми, безответственными и ленивыми, жаждущими денег и не верящими ни во что.

Поэт Александр Рюхин признается: «Ни во что я не верю, о чем пишу».

И, конечно же, в таком мерзком мире нет места Мастеру. Поэтому Воланд набрал Мастера и его возлюбленную Маргариту к себе, в потусторонний мир. Только здесь он обрел бессмертие и покой.

Но не свет.

Человек должен изменить себя, и тогда появится смысл жизни. Живет тот, кто любит. Еще одна библейская тема. Люби отца и мать, ближнего своего, врага своего.

А в романе Булгаков показал, что может совершать любовь. Маргарита спасла Мастера.

Много вопросов задал писатель в своей книге. И каждый из нас должен найти свои ответы, свою истину. Размышляя о романе «Мастер и Маргарита», невольно задаешь себе булгаковский вопрос: «Если Бога нет, то кто управляет жизнью?»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Библейские мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»