Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова
Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?» М. Ю. Лермонтов. Валерик Лирика М. Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть на мир, нате или иные явления действительности. Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества.
Ранняя смерть матери, разлука
Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая «Дума». Лирический герой «Думы» одинок, но его волнует и судьба поколения.
Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного «я». И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В «Думе» поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.
Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые «зарисовки». Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать.
Первые строки — это еще рассказ о личном: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной… Теперь смотрите, как развертывается строка «Гляжу на будущность с боязнью» в трагическую думу всего поколения: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно… Читаем дальше: Земле я отдал дань земную.
Любви, надежд, добра и зла… И сразу возникают в памяти «алмазной крепости» строки: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы… Какой горечью наполнены эти строки!
Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше: Я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя… Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.
Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции.
Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с «небом и землей», борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель. Чувством одиночества наполнены стихи о природе. Одиноко растут сосна и пальма.
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна… …Одна и грустна, на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Вот старый утес… Одиноко Он стоит, задумался глубоко.
И тихонько плачет он в пустыне. В лирическом, глубоко взволнованном монологе «Выхожу один я на дорогу…», написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть! Страшная духовная разобщенность с другими людьми — прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как «о ровном пути без цели» рождает ощущение бесполезности желаний — «что пользы напрасно и вечно желать?..» Строка: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» логически приводит к горькому выводу: «На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно». Стихотворение «И скучно и грустно…», названное В. Г. Белинским «похоронной песнью всей жизни», перекликается с романом «Герой нашего времени».
Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении «И скучно и грустно…» и в романе «Герой нашего времени» поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там «мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли. Мы не ошибемся, если скажем, что «Парус» у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы: Увы! — он счастия не ищет И не от счастия бежит! Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении «Я не унижусь пред тобой…» он говорит: Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил, Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил?
Не то же ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле? Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем «я», страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина. Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе.
Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу: Нет, я не Байрон, я другой Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.