Конспект урока по литературному краеведению 5 класс

Урок. А. Л. Вальдю. «Друг зверей и птиц». Класс 5

Продолжительность урока: 45 минут

Тема раздела: Человек и природа

Номер урока в данной теме : 2

Цели:

— познакомить учащихся фактами биографии писателя, с героями сказки;

— учить анализировать произведение, постигать его глубокий смысл.

— воспитывать любовь к родному краю, к творчеству писателей Дальнего востока

— развивать коммуникативные навыки.

Формы и методы работы на уроке, используемые технологии : беседа, анализ произведения, самостоятельная

поисковая работа, самостоятельное целеполагание элементы технологии критического мышления: «чтение с взаимоопросом», синквейн, творческое домашнее задание.

Оборудование: диск с записью звуков леса, компьютерная презентация.

Эпиграф:

За добро природа всегда платит добромХод урока1. Орг. момент

2. Тема урока. Целеполагание

Учитель : Ребята, слышите, птички поют, а вот дунул ветерок, зашелестели листья.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? .

Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова эпиграфа. Как вы их понимаете?

Приведите примеры художественных произведений, случаи

из жизни, которые можно отнести к словам эпиграфа.

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с ульческой сказкой, в которой тоже раскрывается идея доброго отношения к природе.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему урока-» Алексей Леонтьевич Вальдю. Сказка «Друг зверей и птиц».

Учитель : Давайте сформулируем цели нашего урока. Чем мы сегодня будем заниматься?

Запишите тему урока в тетрадь.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель : Ребята, посмотрите на портрет первого ульческого писателя Алексея Леонтьевича Вальдю. Он родился в 1915 году в селе Монгол Ульческого района Хабаровского края. .

Дома вам нужно было самостоятельно поискать информацию о писателе в библиотеке, в интернете. Что вы можете сказать о жизни и творчестве этого писателя. . .

Учитель : Молодцы, ребята! Теперь давайте обобщим все, что было сказано. Откройте хрестоматию по Дальневосточной литературе на странице 20.

Давайте прочитаем статью, с которой предлагают нам познакомиться авторы хрестоматии. Отметьте на полях восклицательным знаком информацию, которая для вас стала новой. .

Учитель : Что нового вы узнали?

Учитель : Ребята, в статье вы прочитали такие строчки: «Вы познакомитесь с древними обычаями ульчей. Вам откроется мудрая душа народа, его готовность к самопожертвованию во имя добра». А что же это за народ такой Ульчи? Об этом нам расскажет . .

Учитель : Какими вы представили ульчей? Какие качества отличают этих людей? .

4. Чтение, осмысление и анализ сказки. .

Учитель : Давайте познакомимся со сказкой ульческого писателя А. Л. Вальдю. остальные следят по тексту.) .

Словарная работа.

Учитель : Посмотрите на экран, вам в тексте встретятся незнакомые слова, давайте посмотрим, что они обозначают.

Боекон-медведь, юкола-вяленая рыба.

Пример работы с текстом:

Жили в одном стойбище два мальчика. Одного звали Улэн, другого Оркин. Улэн никогда не стрелял из лука по пташкам, всех зверушек и пташек кормил, когда зимой им было трудно корм доставать. Оркин-озорник был, в птиц из лука стрелял, в бурундуков, в белок камнями швырял.

Улэн в большой дружбе жил с птицами и зверями. Оркина птички и зверушки боялись.

Примерные вопросы: Как звали мальчиков? Где они жили? Какой мальчик бережно относился к зверушкам и птичкам?

Кто стрелял в птиц из лука?

И т. д.

Анализ текста.

Выявление первоначального восприятия.

1. Что вам понравилось в сказке, а что-нет?

2. Кто является героями сказки?

Учитель : На доске нарисована таблица, начертите ее в тетрадь и выполните предложенное задание.

Задание: Охарактеризуйте героев произведения, запишите их нравственные качества.

Улэн —

Оркин-

Учитель : Ребята, давайте проверим работу.

Учитель : В чем разница между Улэном и Оркином?

Докажите примерами из текста, что за добро природа всегда платит добром.

Как отношение к природе помогает мальчикам?

Чему научил Оркина поход за черемшой? Чему нас учит эта сказка?

5 Рефлексия. Составление синквейна. .

Учитель: Ребята, давайте послушаем несколько синквейнов.

6.Домашнее задание. Нарисовать обложку к сказке.

Найти пословицы, о том, что за добро природа всегда платит добром.

7. Выставление оценок.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по литературному краеведению 5 класс