Растим читателей
C интересом слежу за материалами «Литературы» о детском чтении и проблемах, с ним связанных. Восхищаюсь коллегами, которые, несмотря на спровоцированный кризис экзаменов по литературе, в первую очередь думают о существе нашего предмета: ищут новые методические подходы к преподаванию, разрабатывают уроки и успевают делиться своими находками с нами, читателями газеты.
В нашем лицее предполагается, что ученики читают. Этому способствуют лицейская дисциплина, иначе… Но нам тоже хочется, чтобы было не «иначе…», а — интересно,
Вот почему, хотя лицей экономико-математический , мы, преподаватели литературы, тоже пытаемся решать проблемы детского «чтения-нечтения».
Когда пятиклассники приходят ко мне первый раз, традиционно провожу урок знакомства «Какой ты читатель?», где в игровой форме выясняю, как и какие книги они читают. Такой урок позволяет мне составить каталог формуляров на маленьких читателей и спланировать первые уроки. В течение года из формуляров вычеркиваю недостатки и вписываю приобретенные умения и навыки — это материал для заключительного урока в конце года.
А год назад сложился
Одно из преимуществ этого урока в том, что сам учитель почти не тратит времени на подготовку.
Месяца за два ученики получают задание: попросить у родителей ту книгу, которую они с интересом читали в возрасте примерно десяти-двенадцати лет . В течение недели происходит сбор информации, затем ученики читают «свою» книгу .
За неделю до урока новое задание: выяснить у родителей, какой эпизод или страница родителям понравились , почему; сделать закладки на той странице, которая заинтересовала тебя.
С этими книгами и закладками в них ученики приходят на урок. А учитель имеет каталог книг, которые читали в детстве родители его учеников, группирует их по жанрам и составляет несколько вопросов для связок и переходов от приключений к фантастике и т. д. Отмечу сразу, что со стороны родителей не было халатности: книги, которые принесли ученики, имели вид, явно свидетельствующий о том, что читали «до дыр». Выяснилось также, что дедушки и бабушки тоже пожелали, чтобы внуки прочли и их любимую когда-то книгу.
В центре урока — обсуждение того, что нравилось в прочитанном старшим, а что — младшим. Безусловно, учитель делится своими впечатлениями о каждой книге, ибо и сам их в детстве прочитал .
То, что урок прошел бурно и весело, без перемены — не самое главное в этом мероприятии. Главное — резонанс, который оно получило в семьях и классах. Основной итог урока: «родителям, оказывается, нравится то же, что и нам». В семьях до конца года, как говорили родители, все вместе читали и обсуждали прочитанное, подключились дедушки и бабушки, а в классах ученики обменивались книгами, которые их заинтересовали во время урока. В этом году ученики будут семиклассниками, и их ожидает новая встреча с какой-нибудь необычной книгой.
А когда они будут оканчивать «неполную среднюю школу», предложу для повзрослевших читателей внеклассное мероприятие, которое когда-то составила для своих учеников, ныне уже закончивших школу. Представляю его вашему вниманию.
Игра-диалог «Круг чтения»
Подготовительный этап: 1) тема игры объявляется заранее; 2) сообщается тема для конкурса красноречия ; 3) учитель-ведущий заранее приглашает коллег в жюри; 4) приглашается школьный библиотекарь для организации выставки книжных новинок; 5) в диалоге участвуют классы в параллели — количество классов равно количеству команд.
I. Вступление
Слово ведущего . Сегодня здесь состоится диалог читателей, и не просто диалог, а «дуэль» читательских мнений. Диалог как жанр существует с древних времен. Наше время особенно располагает к дискуссиям, так как пересматриваются многие исторические и общественные вопросы, иным является и отношение к культурным традициям. Вопросы о круге чтения, о том, как формировать собственную библиотеку, тоже относятся к тем, взгляд на которые в наше время изменился.
Диалог, таким образом, — та форма, которая коллективно поможет нам сегодня сформулировать наше читательское мнение, возможно, подскажет новые аспекты проблемы чтения в современном мире. Кроме того, выбор темы обусловлен еще и тем, что «говорить о книгах всегда приятно, к чему бы это ни привело» .
II. Первый раунд
Объявляются условия первого раунда и представляются члены жюри. Первый раунд — обмен мнениями по общим вопросам, допускается по два-три выступления от команды. Для вас это будет своего рода разминкой, а «совсем не строгое» жюри достаточно серьезно должно оценить ваше умение: 1 — полно отвечать на вопрос, 2 — поддерживать разговор, 3 — умение переключаться по ходу мыслей. Максимальное количество баллов — 3.
1. В наше время при выпуске огромного количества литературы мы испытываем дефицит времени для чтения, но думаю, читать все-таки необходимо. Читать или не читать?
А) Что вы думаете по этому поводу?
Б) И какие еще существуют проблемы в наше время, препятствующие нам наслаждаться чтением в полной мере?
2. В состоянии ли вы определить для себя, что читать, а что нет? Альфред де Виньи, французский поэт-романтик, например, мог читать только те книги, которые заставляют его мысли работать. По другим она скользит, как плуг по мрамору.
А поэт любил пахать.
— Чем вы руководствуетесь при выборе книг? Какой литературе отдаете предпочтение?
Возможно дополнение ведущего. Вам пока не хватает опыта при выборе книг для самообразования, поэтому прислушивайтесь к советам, например классиков нашей литературы. Любимым чтением девятилетнего Пушкина были Плутарх и «Илиада» и «Одиссея» Гомера. И неудивительно, как отмечают биографы, что двенадцатилетний лицеист поражал своих друзей, наставников и недоброжелателей начитанностью.
Гомер, Шекспир, Гете, Пушкин, Лермонтов, Гоголь — любимые авторы И. С. Тургенева. «Когда мне грустно, когда дурное настроение, 20 стихов Пушкина спасают от меланхолии, будоражат…» — писал Иван Сергеевич. По вечерам в семье Достоевского читали вслух Жуковского, Державина, «Историю государства Российского» Карамзина. В юности писатель с восторгом открывает для себя Скотта, Сервантеса, позже Гоголя, Бальзака, Диккенса.
Примеры вовсе не говорят вам о том, что нужно читать только классику. Однако произведения классической литературы, порой два-три из них, равняются целому университету. «Вкус только образуется чтением, читать и перечитывать надобно несколько книг. А потом надобно читать и новые», — советовал Герцен своим детям.
3. Не только Герцен, многие считают, что собрание книг — подлинный университет. Во все времена перед книгами благоговели, как перед святыней. У арабов существует поговорка: «Один день мудреца длиннее жизни невежды».
Мне близки эти слова, как близки они были китайскому философу Конфуцию, который называл себя «человеком, предпочитающим духовную пищу телесной».
Однако, оглядываясь на опыт мудрейших, думаю, что сейчас сложно пройти свой университет знаний, так как книжные лавки и магазины заполнены бульварной литературой.
— Как вы относитесь к этому веянию времени?
Примечание. В результате обмена мнениями по этому вопросу ученики приходят к мысли о том, что подобная литература — часть нашей современной культуры, и задаются вопросом о культуре человека. В этом месте игры можно включить эпизод общего обсуждения вопроса: что значит быть культурным читателем и культурным человеком?
Как связаны эти понятия?
Андре Моруа о взаимосвязи понятий: «Быть культурным не значит знать обо всем понемногу, не значит это и знать все о чем-нибудь одном; быть культурным — значит изучить как следует произведения великих писателей, проникнуться духом их творчества, сродниться с ними».
Вряд ли бульварная литература способствует культурному развитию человека, однако книги на прилавках книжных магазинов отражают наши культурные интересы. Значит, формирование культурных интересов повлияет на книжный рынок — приходят к мнению ученики.
4. Подведение итогов первого раунда.
III. Второй раунд: «вопрос противнику»
Команды задают пять вопросов друг другу по очереди.
1. Способ ведения диалога, заключавшийся в постановке вопросов собеседнику, широко использовал древнегреческий философ Сократ. Он не писал ученых трактатов, а дни свои проводил, как известно, бродя по улицам Афин и задавая прохожим различные вопросы, все время спорил с кем-нибудь, чтобы доискаться до истины. Так родился новый литературный жанр — философский диалог. И вам предлагается попробовать свои силы в этом жанре.
Напомню, что ваши вопросы должны заставить собеседников задуматься над смыслом.
«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище», — писал немецкий философ Кант.
1 балл — проблемно сформулированный вопрос.
1 балл — четко сформулированный ответ: развернутое утверждение с примером.
Примечание. Вопросы, которые формулируют ученики, могут быть вопросами о современном литературном герое, о темах современной литературы, о том, что существует в наше время дефицит юношеской литературы, о состоянии школьных библиотек и др.
2. Подведение итогов второго раунда.
IV. Третий раунд: конкурс красноречия
1. Существует легенда о знаменитом ораторе Демосфене. Смолоду он был косноязычен. Чтобы исправить недостаток и научиться говорить внятно и звучно, он поселился в пещере на берегу моря и здесь упражнялся в красноречии. Он набивал рот камешками, чтобы сильнее двигался язык, он говорил на берегу, стараясь перекричать шум прибоя, он говорил, поднимаясь в гору, чтобы научиться правильно дышать.
И он добился своей цели. Главным его соперником был оратор Эсхин. Когда они сошлись в суде на решающем процессе, то Демосфен получил такое большинство голосов, что по правилам Эсхину пришлось покинуть Афины и уйти в изгнание.
Он уехал на остров Родос. Любознательные родосцы попросили его повторить перед ними свою речь. А выслушав его, пораженные родосцы спросили: «Как же ты после такой великолепной речи оказался в изгнании?» И Эсхин ответил: «Если бы вы послушали Демосфена, вы бы об этом не спрашивали».
2. Итак, конкурс ораторов! Тема речи «Чтение — не развлечение, но работа мысли». Приглашаются по три человека из команды .
По одному баллу жюри оценивает построение речи:
обращение к слушателям, в котором должно быть выражено отношение к аудитории; вступительное замечание, в котором выражена мысль о значении темы и сформулирована идея речи; главная часть: обоснование, аргументирование, доказательство идеи; заключение: яркий акцент в выводе.
3. Подведение итогов.
V. Заключительный этап
1. Знакомство с новинками литературы .
2. Слово жюри: комментарии, пожелания.
3. Слово ведущего. Не раз сегодня звучала мысль о том, что одним из великих достижений человечества является свободный доступ к книгам. Позвольте мне тоже сказать похвальное слово книге и закончить наш диалог словами старой английской песенки.
Листья тихонько в саду шелестят, Криками полнится улица, Не отрываю от книги я взгляд, Бедное сердце волнуется.
Знаю я, многим брильянты нужны, Золота блеск ослепляющий. Мне же лишь книга да свет от луны, Душу мечтой наполняющий.
Примечание. Проявив интерес к теме диалога и проблемам дискуссии, ученики предложили продолжить встречи. Дальнейшие мероприятия — диалоги и конференции, литературные вечера, посещение библиотек города.
Темы встреч: «Школьные учебники: учиться или «проходить»?», «Лицейский круг чтения: что читают в нашем лицее ученики и преподаватели?».