Пугачев как предводитель восстания и как человек
В повести «Капитанская дочка» рассказывается о конкретном историческом событии, повествуется о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Кто же этот человек, сумевший поднять и повести за собой народные массы? А. С. Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным.
Образ «великого государя» многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то мудр, то отвратителен, то зависим от окружения. Предводитель восстания неотделим от стихии, он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою и, в то же время, подчиняется
В том и дело, что твердая полоса Пугачева — это беспутье. Он выводит путников по звездам — и его собственная звезда ведет его по историческому пути. Пугачев видит безнадежность своего пути. Это сознательное самопожертвование во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу.
Недаром он рассказывает Гриневу сказку о вороне
Вывод этой сказки следующий: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом что Бог даст!». Нельзя мириться с рабством, почувствовав свободу. Но Пугачев хочет свободы не только для себя, но и для крестьян, измученных гнетом крепостного права.
В этом, на мой взгляд, заключается нравственный подвиг Емельяна. Центральная проблема повести — проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников.
Мы видим его на расправе в Белгорсокй крепости жестоким и беспощадным: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». Пугачев в повести показан не глазами приближенного и не глазами опытного историка. Его образ нарисован при помощи сознания молодого и честного дворянина, который никогда не примет бродягу за «Петра Федоровича III». Действие повести разворачивается в 1773 г., а это дает возможность показать Пугачева до и во время восстания.
Как только герои выбираются из бурана, читатель «с помощью» Гринева видит перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица. «Встреча» с Пугачевым во взятой им Белгорской крепости дает иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собою самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный кафтан. Затем — на белом коне, в окружении соплеменников.
Этот персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквы проливают человеческую кровь. И даже то, что Пугачев милует «боярского дитятю» Гринева благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту». До протяжении повести предводитель восстания раскрывается и с других сторон. Гринев присутствует на казачьем пиру. Замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню, догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя.
Разговор наедине подтверждает это: «великий государь» понимает, какую опасную игру затеял. И когда наутро он не только принимает «счет», выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп — это не только и не столько «царский жест», но и движение души. Долг платежом красен! Таким образом, Пугачев в «Капитанской дочке» показан как бы с двух сторон: как жестокий, беспощадный, но смелый и решительный предводитель восстания и как великодушный человек, запоминающий добро и способный помочь другим людям, если их постигнет беда.
Пугачев — один из немногих людей, положивших свою жизнь «на алтарь свободы» — самое дорогое, что может отдать человек. А. С. Пушкин создал художественное произведение, в котором показал исторический образ Пугачева как предводителя крестьянского восстания и как обычного русского человека.