Самоотверженность тружеников и паразитизм духовно нищего человека
В своем творчестве Антон Павлович Чехов неоднократно изображал людей-тружеников, создателей материальных и духовных ценностей, с одной стороны, и тех, кто паразитируют на них, духовно опустошенных прожигателей жизни — с другой. Этой же теме посвящена и его пьеса «Дядя Ваня», имеющая подзаголовок: «Сцены из деревенской жизни».
Действие пьесы происходит, очевидно, на Харьковщине, в родовом имении, которое по наследству досталось Соне. Здесь живут: Соня, ее дядя, управляющий имением, его мать Мария Васильевна, няня и обедневший сосед-помещик.
В имение часто наезжает доктор Астров, у которого по-соседству есть имение, лес, сад.
Отец Сони, профессор в отставке, вместе с женой-красавицей Еленой Андреевной решил поселиться в имении своей первой жены. Как ученый он не состоялся, его «научные» труды никому не нужны, 25 лет он «читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в нем», 25 лет пишет о том, «что умным давно известно, а для глупых неинтересно». И все это время его дочь, свекровь и зять занимались переписыванием его бумаг, делали переводы.
Они вели хозяйство,
Елена Андреевна, несостоявшаяся артистка, ничего не делает, но старается всех поучать. До приезда профессора все были заняты своим делом, в доме был Порядок. Серебряков и Елена Андреевна заразили своим бездельем и праздностью всех в имении. «Куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы вносите разрушение», — говорит Астров.
«Неблагополучно в этом доме», — неоднократно звучит эта мысль. А ведь стоит только захотеть. Тот, кто хочет что-то сделать, ищет возможность, а кто не хочет — ищет причину.
Астров, Соня, дядя Ваня ищут дело, которому они готовы себя посвятить. Любимому делу посвятил себя доктор Астров.
Он талантлив, любит лес, хлопочет о его сохранности, о пользе лесов для человека. Горечь звучит в его словах; «…леса трещат под топорами!» Именно поэтому он начинает вести у себя торфоразработки. Всюду, где ему удается, он предотвращает вырубку лесов.
У него образцовый сад, питомник самый лучший в округе. Он трудится во имя будущего. Именно в уста Астрова автор вкладывает заветные слова, которые облетят весь мир и станут афоризмом: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
У Сони добрые отношения со всеми домочадцами и соседями. Она охотно принимает идеи Астрова о сохранении лесов. Девушка счастлива оттого, что любит соседа-врача, хотя он не отвечает ей взаимностью.
Она стойко переносит сообщение мачехи о том, что Астров не испытывает к ней подобных чувств. «Я терплю, и буду терпеть, пока жизнь моя не окончится сама собою», — говорит она дяде Ване.
Никого из своих персонажей Чехов не идеализирует, но нам, потомкам, говорит: «Стремитесь к идеалу». Чеховский идеал — это люди будущего.
Зрительские и читательские симпатии, по идее, на стороне дяди Вани, Сони, Астрова. Но можем ли мы осуждать только Серебрякова и его жену? Ведь благотворную среду для их паразитизма создавали своим трудом полюбившиеся нам герои. Эти два явления — самоотверженный труд и паразитизм — взаимосвязаны. Узел проблем нужно и можно развязать, а не рубить с плеча.
И Чехов находит оптимальный вариант: разводит их в разные стороны: Серебряков с женой уезжают, Соня, дядя Ваня, Астров остаются в деревне, чтобы работать, как и прежде.
Герои Чехова помогают распознать соотношение добра и зла в нас самих. Чехов раскрывает мир человеческих взаимоотношений, где сталкиваются высокие чувства с низменным и пошлым. Сомневающиеся и думающие чеховские герои заставляют думать каждого, кто открывает для себя Чехова.
В последнем монологе Сони звучит смирение перед судьбой, готовность трудиться и страстная вера в будущую «жизнь светлую, прекрасную, изящную». «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии». Ее вера в прекрасное будущее увлекает, покоряет дядю Ваню. Ее вера подкупает и нас.
Переворачивая последние страницы пьесы, мы благодарим Чехова за героев, которые и нам освещают путь и дают веру и надежду на светлое завтра.