Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой
Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого «серебряного века», поэтому неудивительно, что ранняя лирика Ахматовой — почти исключительно лирика о любви. Но постепенно в ее стихах появляется ощущение конца эпохи. «Здесь
Для Ахматовой он начался осенью 1914 года. Тема родины все более властно звучит в поэзии в годы I мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач: Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит.
Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, «чтобы туча над темной Россией стала
Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда. Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда». Но любовь к родине была сильнее, ощущение неразделимости своей судьбы с судьбой народа окажется той силой, которая поможет принять существенное для нее решение: Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Пройдя пять лет скорбного пути с окровавленной, разоренной гражданской войной Россией, пережив личную трагедию , Ахматова уверенно скажет: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». И постепенно «я» превращается в «мы»: «Мы ни единого удара не отклонили от себя». Это «мы», выросшее из ощущения родства со страной, с горькой ее судьбой, особенно часто будет звучать в годы Великой Отечественной войны. Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту «двадцать четвертую драму Шекспира», которую пишет страшное время, «уже мы не в силах читать!». Не в силах потому, что позади 30-е годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе . Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь «перед этим горем гнутся горы, не течет великая река».
К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии. Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной трагедией . И опять звучит «мы» в военной лирике: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Война расширяет родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну — она ее не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа: А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Победы-вдовы. Всю боль своей родины поэтесса вобрала в себя, и, только будучи гражданином и патриотом, можно сказать: Как в первый раз я на нее, На Родину, глядела.
Я знала: это все мое — Душа моя и тело. Ахматова всегда была «там, где народ, к несчастью, был». И мы должны быть вечно благодарны великой поэтессе, что она, к счастью, была, есть и будет со своим народом.