Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада»
Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу рассказами, пьесами, повестями. Чехов создал множество рассказов, огромную коллекцию произведений, посвященных одной теме — теме России. Автор был поразительно щедро наделен талантом человечности. Он умел чувствовать чужую боль, умел сопереживать.
Но для этого необходимо было видеть боль своего ближнего. Горький писал: «Он освещает скуку, нелепости, стремления, весь хаос жизни с высшей точки зрения». Сюжет всех произведений Чехова прост.
В пьесе «Вишневый сад» все действие
Сад — это последнее, что у них осталось. И Раневская, Гаев очень любят свое имение, свой сад. Ведь здесь воспитано было не одно поколение, поэтому мысль отдать сад под дачи
Они не хотят понимать, что для того, чтобы спасти сад и честь семьи, нужно что-то делать, а они сидят и абсолютно ничего не делают. Раневская и Гаев по-детски беспомощно прячутся от этого вопроса. Когда впервые видим Раневскую, она кажется милым и добрым человеком. Ей можно даже посочувствовать: ведь она пережила много горя. У нее умер сын, и, спасаясь от гнетущей ее обстановки, она уезжает в Париж.
Но и в Париже она не становится счастливой. Любовь Андреевна полюбила негодяя, который безжалостно грабит ее, хотя она и сама отдает ему последние деньги. Раневская упрекает себя за бессмысленную трату денег, видит, что Варя из экономии «кормит всех молочным супом», но в это же время устраивает никому не нужную вечеринку. В этот момент в ней много фальши.
Как же можно любить своих дочерей и оставлять их на произвол судьбы, забирая у них последние деньги и уезжая в Париж?! На словах она их очень любит, ну а в жизни?! Может быть, ее оправдывает любовь? Но любовь к негодяю и подлецу нельзя назвать сильным или высоким чувством.
Но она, как женщина очень мягкого характера, помогает людям, Лопахин вспоминает, как она его приласкала. + Гаев не такой, как Раневская. Он тоже иногда способен сказать простые, искренние слова. Если Раневская — «легкий, простой человек», то Гаев чувствует себя аристократом.
Но, честно говоря, репутация аристократа, разорившегося «на леденцах», довольно сомнительная. Гаев — ограниченный человек. Из его разговоров можно узнать, что в жизни его ничего, кроме бильярда, не интересует. И Раневская, и Гаев сами губят себя.
Они боятся смотреть правде в глаза, не замечают ничего и никого, кроме себя. Совсем другой человек Лопахин. Он в состоянии реально оценить обстановку, дает советы. Лопахин помогает своим бывшим хозяевам ссудами, не надеясь получить деньги обратно.
Лопахин — расчетливый хозяин. Он видит, что имение можно спасти только распределением сада на дачи. На аукционе Лопахин сам покупает вишневый сад. Он имеет полное право радоваться, ведь отец и дед его были рабами у родителей Раневской и Гаева. «Купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню», — говорит он. Лопахин — капиталист, и Чехов в своей пьесе показывает, как жажда денег калечит человека.
Новое поколение, поколение будущего, в пьесе представляют Петя Трофимов и Аня. Показывая Петю, автор дает понять, что рождается новый человек, не похожий на предыдущих. Аня появляется на сцене в самом начале пьесы. Она сразу же покоряет своей простотой, искренностью, некоторой наивностью.
Аня искренна во всех своих поступках, может быть, поэтому Петя и полюбил ее. Трофимов влюблен в Аню, но считает себя «выше любви». Их отношения проникнуты настоящей дружбой. Под влиянием Пети и формируется характер Ани. Петя пользуется большим авторитетом у всего семейства.
Конечно, над Петей можно шутить, называть его «вечным студентом». Но при всей своей доброте и наивности Петя лучше всех разбирается в людях. Петя — человек благородства и гордости. Он не хочет брать денег у Лопахина. «Я свободный человек», — говорит он. Сила денег не имеет над ним никакой власти.
Цель его жизни — дойти до «высшей правды». И Чехов верит, что Петя и Аня обязательно найдут эту правду. Больше всех из пьесы мне понравился Лопахин.
Мне нравятся люди практичного ума, умеющие смотреть правде в глаза, но вместе с тем добрые и великодушные.