Рецензия на роман А. Житинского «Потерянный дом, или разговоры с милордом»

«Иногда, чтобы приблизиться к жизни, нужно довольно далеко отойти от нее. И я не хочу спасательного круга с надписью «Правдоподобие», когда под рукой реализм в широком понимании этого слова. — Реализм «без берегов»? — Нет, с берегами, с руслом, с холмиками на берегу, со стадами коров, дающих реалистическое молоко, но чтобы река была широкой и живой — Волга, к примеру, а не прямая, как палка, Лебяжья канавка, — ибо нашу удивительную российскую действительность может вместить река разнообразная и не менее удивительная». Так

в начале своего романа «Потерянный дом, или Разговоры с милордом» заявляет о своем творчестве ленинградский прозаик, поэт и публицист Александр Житинский. Что такое потерянный дом или кто же такой милорд?

Милорд — это английский писатель XVIII века Лоренс Стерн, поражавший современников мудростью, веселостью, бесконечной выдумкой, раскованностью письма. Житинский, называя Стерна одним из своих учителей, смело приглашает классика в соавторы. Присутствуя в романе то в виде 61-го тома из «Библиотеки всемирной литературы», то переходя в конкретный образ, учтивый и ироничный милорд сопровождает повествование

до самого конца. Под двойным углом зрения — автора и милорда — все происходящее в романе обретает совершенно особый объем. Впрочем, и события, о которых повествует книга, — тоже особенные.

Как и в предыдущих произведениях , Житинский ставит своих героев в обстоятельства неординарные, порой фантастические. В данном — улетает…дом, кооперативный дом. Весенним вечером вместе со своими обитателями он снимается с фундамента и, взлетев ввысь, словно огромный дирижабль, переносится из района новостроек с улицы Кооперации на Петроградскую сторону, к Тучкову мосту.

Там и оседает, перекрыв собой проезжую часть старой улочки. С этого момента все персонажи романа начинают существовать в новых условиях, с изумлением осмысливая случившееся и ломая головы над тем, как быть дальше. И, как всегда у Житинского, его абсолютная фантастика разрабатывается затем в мельчайших достовернейших подробностях тем самым «реализмом в широком понимании», о котором уже упоминалось выше.

Кооператоры — так именуются жильцы потерянного дома — это самые обычные люди, из тех, кого увидишь в семье, на работе, в уличной суете. Обычные, но отнюдь не заурядные. У каждого — своя судьба, а за судьбой личной — наша общая судьба, общее наше время. Вот, например, суетящийся, талантливый, но душевно сломленный годами творческого застоя архитектор Евгений Демиле.

Он стесняется своей фамилии, давно разочаровался в идеалах, расстался с мечтой создать прекрасное здание, где могли бы жить счастливые люди со всех концов земли, а также не слишком предан семье. Дом, в котором у него крохотная квартирка для бытия, пожалуй, единственное, что еще ему служит опорой. Но…дом улетает в неизвестном Демиле направлении, и архитектору нечем и незачем жить…

За этой невеселой судьбой видится многое, и прежде всего участь целого поколения интеллигенции, которой предстоит преодолеть внутренний кризис и вновь обрести духовные силы. А вот другой герой — майор Рыскаль, честный служивый, которому поручено опекать растерявшихся кооператоров. Майор — опытный организатор праздничных шествий, мастер направлять людские массы в нужные русла, он бескорыстно предан принципам и идеям коллективизма. Убеждения Рыскаля — осознанное подчинение собственного «я» общему делу. Но, будучи тонким сатириком, Житинский отнюдь не издевается над своим героем.

Он понимает, что и на таких характерах многое в жизни держится и будет держаться впредь, они не списаны временем. Другие герои романа — такие же обыватели, чудаки, пенсионеры, дворники-поэты, сторожа-астрофизики, доморощенные философы и элегантные приспособленцы с «дипломатами» в руках. Житинский как бы создает в своем потерянном доме все наше переживающее новое становление общество, болеет за своих кооператоров, причисляя к ним и самого себя. Он желает им счастья, и пусть взгляд писателя на своих героев и окрашен иронией, но при этом начисто лишен снобизма.

Вместе со своим соавтором — милордом — автор твердо уверен: на пути в будущее можно вынести все, «если знать зачем». А знать, по мнению писателя, пора, потому что в недавнем прошлом «каждый год приносил успехи цинизму, и его чудище росло, как на дрожжах».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Рецензия на роман А. Житинского «Потерянный дом, или разговоры с милордом»