Поединок в «Поединке»
Повесть «Поединок» считается одним из лучших произведений А. И. Куприна. В ней писатель размышляет над очень серьезной проблемой — всеобщего социального неблагополучия, отражением которого является, в частности, состояние дел в российской армии. В чем причины этой беды, где ее истоки, как можно изменить ситуацию и возможно ли это вообще — над этими и другими вопросами размышляет сам Куприн и призывает к этому своих читателей.
Предметом изображения в «Поединке» является российская армейская действительность начала 20 века.
По своим человеческим качествам почти каждый офицер, с которым сталкивается Ромашов, наделен минимумом «добрых» чувств.
Мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов мучается смутными, не до конца неосознанными им сомнениями и тревогами, но до определенного момента он не решается на «крамольную» мысль о чудовищности системы, которая его окружает. Однако после встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом. Героя потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни.
Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа. В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н. Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и обличительный авторский голос . Этот герой в произведении является носителем социальной этики.
Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств. В «Поединке» писатель показывает, что офицерство, независимо своих личных качеств, — всего лишь послушное орудие бесчеловечно категорических уставных условностей. Кастовые законы армейского бытия, осложненные материальной скудостью и провинциальной духовной нищетой, формируют страшный тип русского офицера.
На людей с тонкой душевной организацией, вроде Ромашова, служба производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. Постепенно герой от отрицания армейских обрядов приходит к отрицанию войны как таковой. Отчаянное человеческое «не хочу!» должна, по мысли юного подпоручика, уничтожить варварский метод — решать споры между народами силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам…
И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». В произведении автор оставляет Ромашова, переживающего период «созревания души», на распутье — распутье идейном и нравственном. В финале повести поединок, который на протяжении всего сюжета вел герой превращается в убийство.
Преданный так трепетно любимой им Шурочкой Николаевой, Ромашов гибнет на дуэли как раз в тот момент, когда душа его стремится к обновлению. Почему «Поединок» заканчивается столь трагически? Поражение героя в поединке с Николаевым говорит о том, что Ромашов потерпел поражение и в других, более важных, внутренних поединках.
Мне кажется, это случилось потому, что взгляд Куприна на современное положение дел в русском обществе было сугубо пессимистическим. «Чистым душам», стремящимся к гармонии, справедливости, добру, в той жизни делать было нечего — по мысли писателя, они обречены на поражение и гибель, если не физическую, то нравственную.