Образ Родины в произведениях С. А. Есенина
Я знаю мир… Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью.
С. Есенин Сергей Есенина — поэт — патриот, всей душой влюбленный и переживающий как за Россию, так и за свою «малую родину» — село Константиново. Поэт смело заявлял: Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Образ деревни, родного края — основной в лирике Есенина. Первые стихи поэта были навеяны его детскими
Достаточно вспомнить такие стихотворения, как «Под венчиком лесной ромашки», «Матушка в Купальницу по лесу ходила», «Подражанье песне» и др. Характерно, что описание родного края у Есенина самым тесным образом связано с изображением деревенских пейзажей, природы. Так, в стихотворении «Вот уж вечер.
Роса…» на обыденные образы поля, луга, березы юный Есенин смотрит особым взглядом — он видит во всем этом поэзию красоты. Простое описание, практически без
Удивительно и такое стихотворение юного поэта, состоящее всего из четырех строк: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Так мог писать только человек, который всей душой любил и восхищался родной природой, глубоко понимал суть деревенской жизни. На мой взгляд, отличительной чертой поэзии Есенина является особая лирическая эмоциональность его лирического героя. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» создается впечатление, что у героя захватило дух от величавости светлого деревенского простора.
Из его груди невольно вырывается крик: Гой ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… И в этом крике — вся сила любви, восхищения, преклонения, обожествления родного края, родины, без которой Есенин не мылил своей жизни. В более поздней лирике поэта отразились все противоречия того сложного времени — эпохи смены общественного строя.
Так, в поэме «Сорокоуст» поэт поднимает проблему новых отношений города и деревни. Есенин пишет о гибели дорогого ему мира патриархальной деревни в условиях индустриализации. Поэт считал, что русская деревня, которая является воплощением исконной России, беззащитна перед «безмозглым лязгом железа Америки», «ремней и труб глухой схваткой». С большой художественной силой рисует Есенин картину наступления машинной индустрии на полевую Русь: Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? «Последний поэт деревни» чувствует, что не может защитить обреченную красоту природы, ему остается лишь пропеть ей скорбную отходную песню: Скоро заморозь известью выбелит Тот поселок и эти луга. Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага.
Написанные в 1924 году «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь уходящая» свидетельствуют о новом творческом подъеме поэта. В них появляется особенная умудренность человека, стремящегося разобраться в собственных чувствах, «быть певцом и гражданином». В первом их этих стихотворений речь идет о посещении лирическим героем родимых мест, той «сельщины», где он бегал когда-то мальчишкой. Поэт с болью в сердце пишет: Как много изменилось там, В их бедном, неприглядном быте.
Какое множество открытий За мною следовало по пятам… Время неумолимо. В «Возвращении на родину» есть зарисовка конкретного интерьера сельского дома, в котором выделяется деталь: на стене висит портрет Ленина. Этот уголок новой молодежи — комсомольцев. Есенин с горечью констатирует: Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир…
Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью. Таким образом, мы видим, как образ родного края в творчестве Есенина претерпевает эволюцию: от личных юношеских впечатлений о родном селе как «земле обетованной» поэт идет к социальному, гражданскому пониманию деревни.
Чувства его противоречивы, отношения к переменам неоднозначны. Однако с уверенностью можно одно — неизменной остается любовь Есенина к своей родине, без которой он не мыслил себя ни как человек, ни как творц.