Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»

Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается живым памятником правды, примером для современников и потомков… Солженицын поднимал в печати те вопросы, на которые здравомыслящий человек ответит,

что «так жить нельзя!» Но тогда как?

Как жить тем, кто забыл, что главное в этой жизни не лишний ларь с добром, а гордость и самоуважение? Главное, за что тебя будут уважать внуки и правнуки, так это за непреклонный характер, за стремление к добру. Ведь только такие люди смогут воспитать высоконравственных людей.

Так какими же нам нужно быть, чтобы быть людьми? Ответ на этот вопрос Александр Исаевич дает в рассказе «Матренин двор». Сюжет этого произведения основан на повествовании о жизни одной деревенской старухи, у которой остановился рассказчик, когда возвращался с войны в 1956 году.

Это возвращение

человека, прошедшего сталинские тюрьмы и лагеря, возвращение в общество, обезличенное и развращенное социальным насилием и ложью. Российская глубинка, вся ее подноготная предстает перед читателями. Вместе с Игнатьичем кочуем мы из одного поселка в другой в поисках работы, тишины и родины… И вот мы попадаем в село Тальново, где живет Матрена. Ее простая житейская история не лишена трагизма — судьба ее не сложилась.

Она была невестой одного, но вышла замуж за его брата. А тот не любил ее по-настоящему, периодически бил… Чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы».

Много было горестей в ее судьбе, но она не озлобилась, а осталась доброй, отзывчивой и ласковой женщиной. Рассказчик указывает на своеобразие речи Матрены, выражающей ее принадлежность к «настоящей», по мнению автора, России — она не говорила, а «напевала умильно»: «Пей, пей с душою желадной. Ты, потай, приезжий?»; «Не умемши, не варемши — как утрафишь?» Облик Матрены подобен иконе, жизнь — житию святых. Так, в образе героини автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие на мир.

Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить». Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героини. Ее дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского Ноя: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами.

Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…» Матрена — праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний; праведник, без которых «не стоит село». Она выгодно отличается от других односельчан. Они же считают ее дурочкой, которая ничего не понимает в жизни.

А считают люди героиню такой только потому, что она безотказная. У самой забор еле стоит, а Матрена другим помогать идет: и сено жать, и пахать, и поминки делать, да много еще чего. Ей говорят спасибо, но все же считают такое поведение странным.

Матрену не уважают, не пытаются ей подражать, быть такой же доброй и отзывчивой, как она. И в этом, по мнению автора, и заключается беда русского народа. Матрена — обычная русская женщина, но она необычный человек, который представляет собой самое лучшее, что есть в русском национальном характере, что есть в русской деревне. Именно такие, как она, и составляют гордость нации.

И как жаль, что таких, как Матрена Васильевна, очень мало, а гораздо больше тех, кто, не задумываясь, только потребляет и, потребляя, не умеет отдавать. Да, по мнению других, Матрена была несчастлива в жизни. А по ее мнению, все было хорошо, потому что сердце было чистое и душа добрая, потому что не злобилась никогда и не предавала, потому что померла без покаяния, да оно ей, безгрешной душе, и не нужно было. Святая она была, добрая, как жаль, что мало таких живет на свете.

А было бы больше — не было бы ни войн, ни убийств, ни жестокостей, потому что человечество тратило бы свои ресурсы на мирные цели, а не на вооружение.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»