Сочинение по картине Г. М. Коржева «Облака 1945»
Картина «Облака 1945» — одна из работ известного советского живописца Гелия Михайловича Коржева. Художник родился в 1925 году в Москве в семье архитектора и учительницы русского языка и литературы, что во многом определило его будущую профессию. Мать привила будущему художнику любовь к чтению, ему с детства разрешалось пользоваться домашней библиотекой. Именно в книгах мальчику впервые открылась правда жизни. Работа отца разожгла интерес Гелия к искусству, поэтому он решил поступать в художественный институт, который закончил в 1950 году.
Г.
Каждая из шести картин — содержательная, глубокая по мысли, оригинальная по композиционному строю — создает вполне завершенный художественный образ.
Женщина сидит на скамейке, а мужчина присел на землю. Их лица усталые и изможденные. У мужчины нет ноги, и мы можем предположить, что он потерял ее на фронте.
Позы героев очень «кинематографичны», это характерно для всех картин данного цикла. Мужчина и женщина сидят на опушке леса, на пригорке. Чуть поодаль изображено дерево. На заднем плане мы видим девочку, она закрывает лицо рукой, потому что ее слепит солнце. Она стоит и смотрит на небо.
Цветовая гамма картины сдержанна: глубокий черный, кирпичный, коричневый, серый, горчичный цвета преобладают. Спокойные тона в волшебном переплетении оттенков придают образам матери и сына сдержанность и суровость. Однако даже эта сдержанность, спокойствие, какая-то «землистость» красок способны передать живописный контраст природы с суровыми образами матери и сына. Земля-кормилица полна сил. Эти же люди отдали ей свои лучшие годы, силы и здоровье.
Это еще раз подчеркивает важность и скорбность их образов. Картина полна трагизма. Внутреннее состояние героев, их думы, надежды, переживания раскрыты эмоционально очень полно, даже, может быть, чересчур кричаще полно и остро. Еще более горестными образы матери и сына делают свежие светлые краски неба. Голубое, почти лазурное небо с плывущими по нему белыми облаками контрастирует с мрачными и печальными фигурами людей.
Однако мы не можем сказать, что образ девочки, которую мы видим на заднем плане картины, так же скорбен и хмур. Совсем наоборот, она вся освещена солнцем, ее образ светел и ясен. Девочка смотрит в небо и видит там мир, бегущие белые облака и солнце, а не самолеты, бомбящие ее деревню. Она — будущее, в то время как мать и сын — прошлое.
Суровое, беспощадное прошлое. Г. М. Коржев — мастер сюжетно-тематической картины, композиционное построение его работ самобытно и оригинально. Однако это полотно особенно. «Писалась эта картина, — говорит автор, — мучительно и долго. Со времени войны прошли годы, десятилетия.
А в памяти всплывают искалеченные, исковерканные судьбы людей. Цепкая детская память сохранила и этот цветистый разнотравьем косогор под селом Воскресенским, и колченогого мужика, тоскующего по своему извечному хлеборобскому делу, и наших великомучениц женщин, взваливших на свои плечи тяготы военного лихолетья. Она ведь была тогда в прямом смысле и жнец, и швец, и на дуде игрец.
Поклониться им, неприхотливым и неизносимым, мужикам и бабам, возгордиться их суровой и доброй душой захотелось мне этой картиной». Художник поведал людям о том, что чувствовали многие. И сказал об этом с беспощадностью. Он хотел привлечь внимание общества к человеку, его проблемам, его горестям, его судьбе.
Мы видим, как опечалены и задумчивы мать и сын. Их тяжелые думы о жизни, искалеченной войной, не дают им покоя. В своей работе Коржев попытался показать проблемы войны и мира через душу людей, рассказать историю страны через человеческие судьбы. Автор хотел искренне показать всю правду войны, но не через напыщенный героизм и триумф, а через трагедию отдельных людей.
У этой картины Г. Коржева всегда подолгу останавливаются посетители выставок — притихшие, задумавшиеся, размышляющие. В чем же секрет такого пристального внимания зрителей? Эта картина, как, впрочем, и большинство работ Г. Коржева, поражает своей мощью, гармонией, глубоким психологизмом. Она наполнена острыми человеческими переживаниями, болью.
Она притягивает к себе, и зрителю хочется побыть наедине с собственной совестью, задуматься о смысле той войны, которая хоть и давно закончилась, но все еще гремит в сердцах многих людей. Сколько было искалечено жизней, сколько передумано тяжелых дум, сколько пережито бессонных ночей, сколько выплакано горьких слез! Но облака в небе светлы, небо лазоревое, будущее радужно. Мне эта картина очень понравилась.
Я считаю, что она учит людей не забывать о войне, особенно сейчас, ведь скоро мы будем отмечать шестидесятилетие победы в Великой Отечественной войне.