Взаимоотношения матери и дочери в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Думаю, первая и главная ценность рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в его поучительности и нравственном подтексте. Без сомнения, каждый, кто прочитал это произведение, не смог остаться равнодушным к тем проблемам, которые поднимаются автором. Казалось бы, сюжет прост и во многом предсказуем, однако он настолько лиричен и во многом трагичен, что просто невозможно оставаться равнодушным к главным героям. Рассказ повествует о жизни Катерины Петровны и ее дочери. Судьбы этих людей во многом типичны, и можно привести множество
Но Паустовский не желает принимать подобные отношения между любящими друг друга людьми. Так, Катерина Петровна доживает «свой век в старом доме, построенном ее отцом — известным художником». Дочь Настя живет в Ленинграде и работает секретарем в союзе художников.
Она слишком занята и не может навещать старую мать. Обыденность поглотила ее и сделала зависимой от обстоятельств. Что же касается Катерины Петровны, то она не винит свою дочь в безразличии, а во многом понимает ее.
Старушка знает, «что Насте теперь не до нее. У них у молодых
Она готова безропотно ждать, все время только мечтая о встрече. Она терпелива, изо дня в день думает о дочери и ждет ее. Такова Катерина Петровна. Что же касается Насти, то, по моему мнению, ни в коем случае не следует видеть в ней только безразличное отношение к матери и слишком сильную увлеченность своей работой. Этот образ намного глубже.
Она не является черствым и холодным человеком, потому что умеет делать хорошее людям. Так, например, девушка не может быть безразличной к судьбе талантливого молодого скульптора и помогает организовать выставку его работ. Анастасия Семеновна видит признание ее работы со стороны окружающих. Мир Ленинграда становится для нее городом, где она по-настоящему счастлива, а Заборье всегда ассоциируется со скукой.
Я думаю, такое отношение к жизни свойственно для большинства молодых людей. Но при этом Настя испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков: «Что же это, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться?
Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Катерина Петровна так и не увидела дочь и в последние дни жизни уже смирилась со своей судьбой, хотя все еще и жила своим прошлым: «Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, Катерина Петровна осторожно вздыхала, от огня комната делалась уютной, обжитой, какой она была давным-давно, еще при Насте». Таким образом, мы видим трагедию судьбы дочери и матери, искренне и безгранично любящих друг друга, но, тем не менее, остающихся недосягаемыми и от этого страдающими. Думаю, Паустовский не осуждает Настю, и в пример хочу привести образ сельской учительницы, совсем молоденькой и застенчивой девушки, которая увидела похороны и медленно пошла за гробом: «Там в областном городе, у учительницы осталась мать — вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».
По моему мнению, именно обстоятельства в первую очередь стали виновниками трагедии матери и дочери, поскольку и Катерина Петровна, и Настя любят друг друга по-настоящему. После смерти матери Насте «казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой тяжести. Рассказ «Телеграмма» весьма поучителен, и события, которые описываются здесь, в сотый раз доказывают нам, как важно ценить и беречь любовь к родным людям.